Так и не сделал

26 марта 2004 в 00:00, просмотров: 524
     До того, как Мел Гибсон дал своему детищу Страсти Христовы путевку в жизнь, он провел тестирование кинопродукта на разных зрителях. Порой случались забавные штуки. Так, по завершении закрытой презентации фильма в одной из церквей Далласа, Гибсон поинтересовался мнением присутствующих христиан, не спровоцирует ли фильм новую волну антисемитизма, и если - да, то как этого избежать.
     Основатель Команды молитвы за Иерусалим, преподобный Майкл Эванс, дом семьи которого в Голландии служил во время Второй мировой войны убежищем для бойцов Сопротивления и евреев и четверо членов семьи которого были замучены нацистами в результате доноса, ответил: Когда закончится последняя сцена, напишите на экране: Во время римской оккупации 250 000 евреев были замучены римлянами. Только Один воскрес из мертвых.
     Дельный совет. И Мел Гибсон его оценил: Замечательно! Это именно то, что нужно! Я так и сделаю. Спасибо!. И не сделал.
      Снял Ватикан в 1962 году коллективную вину с еврейского народа за убийство Христа, а нынешний Папа Римский признал ряд ошибок христианской церкви в интерпретации Нового завета. Видимо, мало этого для снятия застарелого комплекса, коим страдают многие из тех, кто по недоразумению, временно не разъясненному, считают себя христианами. Ведь не отменить то неотменяемое, о чем осмелился сказать московский поэт Александр Зорин, ученик о. Александра Меня, истинный христианин:
     
     Солнце светит иль дождь
     моросит
     да в любую погоду
     человечество издавна мстит
     одному лишь народу.
     
     За Христа изнывало от ран
     Авраамово лоно
     под хвалёной пятой египтян,
     под луной Вавилона.
     
     Строем эллинских,
     римских когорт
     сметено на край света.
     Кодлой красно-коричневых
     морд
     издырявлено в гетто.
     
     За Христа
     до и прежде всего
     мстят евреям и мстили.
     Не за то, что распяли Его,
     а за то, что родили.
     
     В парадоксальном финале ей-ей есть прозрение в коллективное бессознательное неисчисляемых тех, кто, получив Учителя жизни, взращенного долгим духовным поиском древнего народа (За Христа изнывало от ран Авраамово лоно: Нагорная проповедь Христа была бы невозможна без десяти заповедей Моисея), отвечает этому народу ненавистью. Их, конечно, можно простить, поскольку - понять: ну как не затаить им тяжелое чувство к тому, кто создал тебе Бога, а сам при этом самозванца как бы гениален он ни был за Бога не держит?! Тяжелейший невроз на почве загнанных в подсознание зависти и мучительного недоумения увы, естественная реакция.
     А может быть парадокс Александра Зорина (хороший поэт неоднозначен в слове) надо понять так: мол, слишком трудно войти в христово Царство Божие с его любовью к врагам (неужто и к евреям тоже?!) слабому человеку, вот он и злится в своем подсознании - на основателей этого Царства.
     В прошлом миллионные массы были безграмотны и кто Христа с апостолами родил, понятия не имели, но их лидеры были в курсе и этого достаточно, чтобы вести невежественных людей путем своих неврозов. Среди этих лидеров были и есть светлые, героические люди, но количество, как всегда, переходит в качество.
     В России возникло движение новых язычников, отринувших православие, провозгласивших, что это жиды Христа придумали, чтобы ослабить религией непротивления злу насилием остальное человечество. Тут уже не невроз, а психоз, как и средневековые гонения, погромы, окончательное решение вопроса в освенцимах. Или искусство садомазохистского пошиба, вершина которого на сегодняшний день Страсти Христовы Гибсона. Длится этот невроз-психоз аж две тыщи лет.
     А человеческая глупость на что?
     Каждый читавший в зрелом возрасте Евангелие от Матфея не мог не изумиться сцене, где после слов Пилата Невиновен я в крови Праведника Сего, следует: И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Такой самоубийственный приговор всего народа самому себе психологически неправдоподобен, абсурден с точки зрения здравого смысла. Налицо выдумка, перестарался почтенный Матфей (или тот, кто записывал его рассказы). Только вот две тысячи лет слова, которые якобы хором произнесли те евреи, что присутствовали в римском суде при решении судьбы Иисуса, служили для христианских церковников и руководимых ими народов призывом к мести за кровь Его - ДЕТЯМ. И народы мстили не в последнюю очередь из-за глупости тех, кто Евангелие от Матфея читал, да прочесть несуразицу не смог.
     В фильме Страсти Христовы каноническая формула крови на детях в титрах на английском языке не появилась (а прозвучала ли она на арамейском, на котором говорят киношные евреи, ищи-свищи!). На сайте газеты New York Times промелькнуло сообщение, что в полной, первоначальной версии фильма слова кровь Его на нас и на детях наших произносил не весь народ, а лишь первосвященник Каиафа. Все равно глупость. Ну, не мог Мел Гибсон, творя свой шедевр, совсем отказаться от этих волшебных слов Однако пришлось после показа репрезентативным группам и протестов со стороны еврейских организаций. Видно эти организации невысокого мнения о здравом смысле среднестатистического кинозрителя.
     В более поздних канонических Евангелиях от Луки и от Иоанна слов о крови на детях нет, даже в самом враждебном к своему народу Евангелии от Иоанна: он опасался (зря!), что подобный компромат на народ может обернуться недоверием к автору. Если Матфей, простая душа, не мыслит Иисуса иначе как сыном своего народа и подчеркивает его связь с древним народом Израиля, с Законом, с пророками (Иисус как раввин наиболее отчетлив у Матфея), то в евангелии от Иоанна, написанном лет через 80 (а то и позже) после смерти Иисуса (и даже после смерти Иоанна), впервые народ, люди называются евреями или иудеями (в зависимости от перевода на русский, а на английском всегда: Jews). Что довольно неестественно в рассказе из жизни еврейского народа, не так ли? (Какая фраза в рассказе из русской жизни более естественна: на площади собралось много народу или на площади собралось много русских?)
     Апостол Иоанн ставит целью отделить Иисуса от его народа. А ведь в первые годы распространения учения Христа язычник (грек, римлянин и др.), желавший принять христианство, должен был сначала перейти в иудаизм, настолько учение Христа мыслилось неотъемлемым от Закона Моисея. Обрезание, однако, останавливало многих, и довольно скоро переход в иудаизм для язычников был упразднен. (На Интернет- сайте Публичного телевидения www.pbs.org можно найти запись замечательной передачи From Jesus to Christ, где поразительно просто и увлекательно рассказывается о жизни Иисуса и возникновении христианства, с учетом новейших открытий историков и текстологов-интерпретаторов Евангелий.)
     Насколько язычниками в глубине души все еще остаются иные христиане и показывает фильм Гибсона. Кровавая бойня, которую Мел учинил на голливудском киноэкране, что это, как не языческое жертвоприношение, возведенное в n-ую степень?
     Видно, нельзя заимствовать Бога у другого народа, Бога надо рожать самим. Бога рождает коллективное бессознательное, каков народ - таков и Бог. Если бы Христос стал своим для миллионов христиан, история христианских стран была бы другой. А история евреев за тот же период, вернее, их жизнь (из истории они выпали) много ближе к духу учения Иисуса из Назарета, не к букве церковного христианства. Евреям в их тяжелейший период римской оккупации новый Бог был ни к чему, им нужна была синица в руке (Закон), а не журавль в небе (утопия христианства). Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы он тебе это сделал (заповедь иудейского мудреца Гиллеля, непосредственного предшественника Иисуса), а не люби врагов своих. Если бы заповедь Моисея возлюби ближнего твоего, как самого себя еврейский народ не имел своим идеалом тысячу лет, не породил бы он великого пророка и талантливейшего поэта Иисуса Назареянина, автора бесподобных притч, покорявших и покоряющих сердца.
     Вот почему еврейский народ, имея, как и все другие народы, право на свою долю мерзавцев и глупцов, правом этим хоть и пользовался (и продолжает пользоваться), но в меньшей степени, чем те народы, которые к заповедям-притчам Христа имеют отношение читателей, а не автора. Вот почему гениальная Марина Цветаева написала очень странное стихотворение Евреям:
     
     Кто не топтал тебя
     и кто не плавил,
     О купина неопалимых роз!
     Единое, что на земле оставил
     Незыблемого по себе
     Христос:
     
     Израиль!
     Приближается второе
     Владычество твое.
     За все гроши
     Вы кровью заплатили нам: Герои!
     Предатели! Пророки! Торгаши!
     
     В любом из вас,
     хоть в том, что при огарке
     Считает золотые в узелке
     Христос слышнее говорит, чем в Марке,
     Матфее, Иоанне и Луке.
     
     По всей земле
     от края и до края
     Распятие и снятие с креста.
     С последним из сынов твоих, Израиль,
     Воистину мы погребем
     Христа!
     
     Лиля ПАНН.
     
     
     



Партнеры