Национальные вершины

1 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 495

После того как россияне досконально изучили склоны Швейцарии, Италии, Испании и Франции, они стали проявлять интерес к отечественным горнолыжным трассам. Об экономики и географии лучших российских спусков Антон ФЕДОРОВ и Сергей ЗИНЧУК.

Туры на горнолыжные курорты России становятся с каждым годом все более популярными. Многие российские регионы располагают прекрасными природными условиями для развития горнолыжного туризма: удобные спуски, прекрасный климат, хорошая толщина снежного покрова, да и само качество снега.
Правда, до недавнего времени любителей горнолыжного спорта отпугивало от отечественных трасс отсутствие развитой инфраструктуры и сервиса. Но в последнее время благодаря притоку инвестиций, которые государство и частный бизнес активно вкладывают в развитие курортов, эта проблема постепенно перестает быть столь актуальной.
Качество и оснащенность горнолыжных спусков, сервис и инфраструктура многих российских горнолыжных центров уже сейчас не уступают зарубежным аналогам. При этом наиболее оправданны вложения в те курорты, которые развиваются при государственной поддержке: бюджетные средства вкладываются в развитие дорог, коммуникаций и прочей инфраструктуры. Хорошим примером является сочинская Красная Поляна, которая начала активно развиваться, как только на ее склонах покатался Владимир Владимирович Путин. Проект развития курорта получил федеральную поддержку, а при Олимпийском комитете России была создана специальная группа по его развитию. Объем федеральных инвестиций на развитие Красной Поляны оценивается примерно в 1 млрд 80 млн. долларов. Вслед за этим вершины Красной Поляны начала осваивать и компания «Газпром». Компания Владимира Потанина планирует построить в Красной Поляне фешенебельный горнолыжный курорт и вложить в этот проект порядка 140 млн. долларов собственных и привлеченных средств.
В Приэльбрусье развитие горнолыжных курортов идет не такими быстрыми темпами, как в Красной Поляне, но интерес туристов и инвесторов к этому месту тоже есть. Отдыхающих сюда привлекает мягкий климат и месторасположение: ведь, как известно, высшая точка Европы – отнюдь не знаменитый Монблан, а красавец Эльбрус, который обогнал самую высокую альпийскую гору на 635 м. «Горы шикарные, не хуже, чем в Трех Долинах во Франции», – говорят те, кто уже освоил Эльбрус. В последнее время в Приэльбрусье появились новые канатные дороги, небольшие частные отели, комфортабельные и доступные для большого количества туристов.
Искусственными и естественными склонами различной протяженности обрастают и пригороды российских мегаполисов. Как правило, подобные проекты реализуются либо крупными компаниями, либо пулом инвесторов. К примеру, на Южном Урале за последние несколько лет горнолыжный туризм стал одной из устойчивых статей дохода благодаря Магнитогорскому металлургическому комбинату, на средства которого были построены два шикарных горнолыжных курорта, обладающих развитой инфраструктурой. А компания «Норильский никель» достраивает всесезонный спортивный курорт Бобровый Лог в Красноярском крае. Они напоминают, что успех горнолыжного курорта, а также доходность объектов сопутствующей отдыху инфраструктуры в немалой степени зависят от сбалансированности всех компонентов горнолыжного центра. В зависимости от этого сроки возврата инвестиций могут колебаться от 5 до 10 лет. Впрочем, сейчас еще сложно давать какие-то однозначные оценки и просчитывать плюсы и минусы подобных вложений. Тем не менее благодаря инвестициям в развитие отечественных горнолыжных курортов все большее число туристов отдает предпочтение российским склонам.

КРАСНАЯ ПОЛЯНА

Красная Поляна – небольшой поселок, который находится в 40 километрах от города Адлер, на высоте 600 метров. Это место было создано для того, чтобы рано или поздно стать горнолыжным курортом, его окружает несколько живописных гор высотой до 3000 метров: Ачишхо, пятиглавый Аигба, Главный Кавказский хребет. Помимо наличия возвышенностей, необходимых для горнолыжных спусков, район подкупает туристов необычайно мягким климатом, большим количеством солнечных дней зимой и лыжным сезоном, длящимся с января по март. В Красной Поляне действуют четыре очереди канатных кресельных дорог, поднимающихся до высоты 2300 метров, и три бугельных подъемника. Первая очередь канатной дороги – для новичков, с пологими склонами, удобными выкатами и шириной трассы до 100 метров. Вторая и третья очереди канатной дороги значительно круче и представляют реальный интерес для любителей горных лыж и сноуборда. Четвертая очередь, проходящая по гребню, позволяет кататься на неограниченном пространстве в альпийской зоне. Если первые три очереди постоянно обрабатываются ратраками, то здесь отдыхающих ждут исключительно целинные склоны. Высота нижней станции подъемника – 540 метров, высота верхней станции подъемника – 2320 метров. Общая протяженность горнолыжных трасс – 18 километров, максимальная длина трассы – 6,5 километра. Бугель освещен до 23 часов.
Как добраться: самолет Москва–Адлер–Москва, стоимость билета – от 3900 до 4600 рублей, такси от аэропорта до Красной Поляны – от 500 до 600 рублей. Гостиница: двухместный номер – от 3500 до 18 000 рублей в сутки.

ПРИЭЛЬБРУСЬЕ

Приэльбрусье – это настоящая Мекка для горнолыжников. Снежный покров устанавливается здесь в ноябре, а в альпийской зоне снег лежит до мая-июня. А гора Эльбрус – это высшая точка России и Европы. Две вершины потухшего вулкана доступны для горнолыжников круглый год. Восточная вершина – высотой 5621 метр над уровнем моря, западная – 5642 метра. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» – 4200 метров. Местные трассы Чегета и Эльбруса считаются одними из самых красивых в Европе. Общая длина горнолыжных спусков составляет более чем 35 километров. А длина самой протяженной трассы (Старый кругозор – Азау) – 2,5 километра. Все трассы оборудованы разметкой и благоустраиваются с помощью ратраков, хотя в Приэльбрусье и так выпадает большое количество осадков, и это обстоятельство гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. В Приэльбрусье в основном едут те, кто накатался по ровным европейским склонам и хочет чего-то большего: трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. Высота горы Чегет – 3700 метров. Максимальная высота подъема – 3050 метров. Перепад высот катания – 1140 метров. На курорте работают одиннадцать подъемников, есть маятниковая канатная дорога.
Как добраться: самолет Москва – Минеральные Воды, стоимость билета – от 4500 до 5000 рублей, такси от аэропорта в зависимости от удаленности отеля – от 300 до 600 рублей. Гостиница: двухместный номер – от 700 до 17 000 рублей в сутки.

ЮЖНЫЙ УРАЛ

Хребет Таганай и его окрестности – один из самых популярных туристских районов Урала. Здесь расположены изящный Откликной гребень, массивная гора Круглица и ветреный хребет Ицыл. Уральские горы очень древние, есть мнение, что они были одними из самых высоких гор планеты, но на протяжении многих миллионов лет подвергались естественному разрушению и в настоящее время представляют собой только сохранившиеся основания былых гор.
На Южный Урал едут в основном новички, которые хотят спокойно кататься и наслаждаться окружающей природой. На Южном Урале есть три достойных горнолыжных курорта: Абазаково, Завьялиха и Банное. Абазаково – одно из красивейших мест Южного Урала. Туркомплекс располагает горнолыжными трассами всех категорий, включая трассы для слалома и слалома-гиганта, имеющие FIS-сертификаты. Есть несколько современных подъемников, снегоуплотнительные машины и прокат инвентаря. Туркомплекс Завьялиха назван в честь горы, у подножия которой он расположен. На сегодняшний день здесь действует семь горнолыжных трасс разной сложности и протяженности, которые оснащены скоростной шестиместной кресельной дорогой общей протяженностью 2,2 километра. Комплекс Банное находится в 40 километрах от Магнитогорска у озера, которое по праву считают жемчужиной Южного Урала. Склоны спусков обращены на восток и оборудованы подъемниками гондольного и бугельного типов. Общая протяженность трасс составляет 4900 метров. Протяженность первого в России скоростного гондольного подъемника, на котором размещены 64 восьмиместных кабинки, составляет 1700 метров, пропускная способность – 2800 человек в час.
Как добраться: самолет Москва–Магнитогорск, стоимость билета – от 5000 до 5500 рублей, такси до пансионата – от 400 рублей. Гостиница: двухместный номер – от 600 до 2000 рублей в сутки.

ХИБИНЫ

Хибины – самые высокие за полярным кругом России горы. Наивысшая отметка в Хибинах – 1200 метров. Горнолыжный курорт находится недалеко от города Кировск на Кольском полуострове. Лучшее время – март-апрель, но любители экзотики ездят туда зимой, когда можно полюбоваться северным сиянием.
При въезде в город находятся две горы: Вудъяврчорр и Айкуайвенчорр. На северных склонах стоят шесть километровых лыжебуксиров и один двухкилометровый кресельный подъемник. На южном склоне имеется еще один лыжебуксир. Самым привлекательным склоном для любителей считается участок горы, обслуживаемый подъемником «Латвия» длиной 1300 метров. Крутизна трассы – 14–16 градусов. Лишь на финишном 400-метровом участке угол склона возрастает до 20–25 градусов. Основные трассы укатываются австрийским ратраком. Общая зона катания: – 380–1010 метров.
Как добраться: самолет Москва–Апатиты, стоимость билета – 12 800 рублей, такси до гостиницы – от 100 рублей. Гостиница: двухместный номер – от 300 до 1000 рублей в сутки.

КАМЧАТКА

Замечательный край с неповторимой природой, подобной которой нет больше в мире: вулканы, горы, горячие источники и водопады, живописные реки и леса.
Город Петропавловск-Камчатский, в районе которого находятся горнолыжные базы, расположен на берегах одной из живописнейших бухт мира – Авачинской.
В настоящее время здесь работают пять основных горнолыжных баз. Три из них находятся непосредственно в городе Петропавловске, одна – в городе Елизово и одна – в городе Вилючинске.
База «Центральная» — старейшая на Камчатке горнолыжная база, работает с 1964 года. Находится на сопке Петровской, в центре города Петропавловска. База чисто спортивная, туристское катание не предусмотрено. Три склона, два самодельных подъемника (160 и 240 метров, параллельно). Склоны идеально подходят для тренировки слалома и гиганта.
База «Эдельвейс» создана в 1969 году. Находится на сопке Петровской, в черте города Петропавловска. Работает для туристов со вторника по пятницу в вечернее время, в выходные – весь день. Трасса освещена, имеются подъезд и стоянка, прокат снаряжения. Три склона (детский, слаломный и большой), три параллельных самодельных подъемника. Максимальная длина склона– 1305 метров, перепад высот – 355 метров. Верхняя точка – 380 метров над уровнем моря.
База «Красная сопка»находится на сопке Красной в черте города Петропавловска. Работает для туристов с пятницы по воскресенье, имеется прокат снаряжения, кафе, три подъемника. Длина трассы – 975 метров, перепад высот – 300 метров. Верхняя точка – 418 метров.
База «Гора Морозная» находится на горе Морозной, в 7 километрах от города Елизово (37 километров от города Петропавловска), в 10 минутах езды от аэропорта. База имеет в своем распоряжении два бугельных подъемника, которые обслуживают пять горнолыжных трасс различного уровня сложности. Общая площадь трасс составляет более 7000 кв. км. База в Вилючинске фактически является закрытой, так как находится в закрытой пограничной зоне. Три склона, один подъемник российского производства, три самодельных. Имеется прокат снаряжения, сауна.
Как добраться: самолет до Петропавловска-Камчатского, стоимость билета – от 15 000 рублей, такси до гостиницы – от 100 рублей. Гостиница: двухместный номер – от 500 до 1500 рублей в сутки.



Партнеры