Свои среди чужих

В начале двадцать первого столетия Америка столкнулась с угрозой серьезных социальных перемен. Причина тому – непрерывный поток иммигрантов из стран Латинской Америки, и прежде всего из соседней Мексики. Если подобная тенденция продолжится, то через полвека Соединенные Штаты рискуют стать страной двух практически не связанных между собой культур, с двумя официальными национальными языками. Разумного решения этой проблемы до сих пор не выработано.

 

РЕКА УСПЕХА

 

27-летний кровельщик Энрике первый раз приехал в США в 2002 году, пересек знаменитую Рио-Гранде – реку, образующую границу между Соединенными Штатами и Мексикой. Живет и работает здесь нелегально.
«На родине у меня остались жена и двое детей, но перевозить их сюда пока не планирую – слишком сложно, – рассказывает Энрике во время перекура. – Здесь, в Вашингтоне, я могу заработать гораздо больше, чем дома, большую часть заработанного отправляю семье».

Экономика Мексики, несмотря на наметившийся в последние годы относительный рост, по-прежнему сильно отстает от американской. Почти 40% населения страны живет ниже уровня бедности. Стремлением заработать денег для семьи движимы сотни тысяч мексиканцев, ежегодно незаконно пересекающих южные границы Америки. Согласно статистике, каждый год мексиканские рабочие отсылают домой более 20 миллиардов долларов, что составляет серьезную часть доходов правительства Мексики.

Энрике с гордостью замечает, что за то время, что он здесь, уже несколько раз привозил в Штаты жену. Разумеется, незаконно. Говорит только по-испански, на вопрос, собирается ли учить английский, отвечает отрицательно.

Впрочем, нынешние реалии таковы, что мексиканцам вовсе не так уж необходимо учить английский язык. Сегодня в США, если вам необходимо связаться с банком, позвонить в страховую компанию, поговорить со справочной службой или просто сделать заказ товара по телефону, автоответчик почти всегда предложит выбор: нажать цифру «1», если вы желаете вести беседу на английском, и «2» – если на испанском.

Местные маркетологи давно пришли к необходимости дублировать ценники на двух языках, что успешно практикуется во многих крупных супермаркетах и торговых центрах. Большинство сайтов частных корпораций, а также государственных ведомств и министерств считают своим долгом иметь испанскую версию. А если вам, скажем, необходимо получить автомобильные права, а вы только что приехали из Латинской Америки и не знаете языка, то это тоже не проблема: правила можно ответить на испанском, а вождение сдать инструктору, говорящему на языке Панчо Вильи.

Испанский язык и испанская культура медленно, но верно проникают в американскую жизнь.

 

ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ

 

Впрочем, медленно ли? Согласно официальной статистике, нелегальных иммигрантов, подобных Энрике, в США около 7 миллионов, а по неофициальным данным – гораздо больше. Поток приезжих из Мексики растет с каждым годом, и конца ему в ближайшем будущем не видно. И это при условии, что только легально в США проживает почти 9 миллионов мексиканцев, что почти в десять раз больше, чем тридцать лет назад.

Безусловно, представление об Америке как стране эмигрантов никто не отменял. Однако современные американские исследователи, сравнивая иммиграционные процессы в США прошлого столетия с теми, что можно наблюдать сегодня, единогласно указывают на одно принципиальное отличие: если в XX веке в США ехали со всех концов света, преимущественно из Европы и Канады, то сейчас подавляющее число иммигрантов – выходцы из стран Латинской Америки, прежде всего из Мексики.

Кстати, несмотря на бытующий в России миф, что в Америке много афроамериканцев, несколько лет назад число латиноамериканцев, легально проживающих в США, впервые превысило численность афроамериканского населения.

По прогнозам ученых, при нынешних темпах иммиграции к 2040 году испаноговорящих в США будет свыше 25% (без учета нелегалов). Такие темпы объясняются не только самой иммиграцией, но и быстрыми темпами рождаемости. Опять-таки по состоянию на 2000 год они составляли: 1,8% – для белого населения, 2,1% – для афроамериканцев и 3,0% – для латиноамериканцев.

 

КТО ВИНОВАТ

 

Как ни странно, одним из ключевых факторов увеличения потока мигрантов стало принятие в 1986 году постановления об иммиграционной реформе и контроле, направленное как раз таки на сокращение числа приезжих, находящихся в стране незаконно. В рамках постановления почти трем миллионам нелегальных иммигрантов в течение года были предоставлены амнистия и гражданство. Был значительно увеличен бюджет пограничных служб. Правительство намеревалось применять жесткие санкции по отношению к компаниям, принимавшим на работу приезжих без надлежащих документов.

Однако опять-таки не был учтен тот факт, что, получив гражданство, те же мексиканцы могли теперь на вполне законных основаниях приглашать в страну своих близких родственников, многие из которых вовсе не собирались возвращаться домой. В результате поток приезжих год от года только возрастал, и, согласно статистике Центра испанских исследований, число нелегальных иммигрантов из Мексики на сегодняшний день составляет порядка 7 миллионов человек, за двадцать лет увеличившись почти в четыре раза. По неофициальным данным, эта цифра гораздо больше.

Другой важной причиной увеличения числа мексиканских иммигрантов ученые называют подписание Мексикой в январе 1994 года соглашения с США и Канадой о создании Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА).

В целом подписание соглашения оказалось выгодным для этой латиноамериканской страны, однако совпало с серьезным экономическим спадом, случившимся годом позже: сокращение ВВП вкупе с большим торговым дефицитом и растущим внешним долгом привели к инфляции и серьезному обесцениванию песо, что вынуждало мексиканских мужчин ехать на заработки в соседние Штаты. Кроме того, членство в НАФТА открывало перед Мексикой больше возможностей в плане экономического сотрудничества с США. Развивающиеся между двумя странами транспортное сообщение и коммуникации, а также неизбежно растущие связи в торговле, туризме, образовательной сфере в конечном счете упрощали въезд в страну.

Тогдашний мексиканский президент Карлос Салинас де Гортари, бывший главным инициатором договора, подчеркивал, что соглашение ставит своей главной целью «свободный экспорт товаров, а не людей». На это же надеялась администрация Билла Клинтона, полагавшая, что упрощение торговли с США пойдет на пользу мексиканской экономике, тем самым увеличив число рабочих мест в Мексике. Вышло же с точностью до наоборот: НАФТА не только не снизила поток мигрантов, большей частью нелегальных, но лишь увеличила его.

 

ПРОБЛЕМА ЛИ?

 

Единого мнения у исследователей относительно того, идет ли на пользу мексиканская иммиграция экономике США или, напротив, вредит ей, нет. Равно как разных точек зрения придерживаются ученые, рассуждая о том, как будет в будущем влиять испаноговорящее население на американскую культуру и общество.

По мнению старшего аналитика вашингтонского Института миграционной политики (Migration Policy Institute) Деборы У. Мейерс, не стоит торопиться называть поток мексиканских иммигрантов «проблемой».

«Рабочая сила, которую являют собой мексиканцы в последние несколько лет, – это очевидный плюс американской экономике, – полагает Мейерс. – К тому же большинство американцев положительно относятся к законно проживающим на территории США мексиканцам. Хотя, безусловно, необходимо направить все усилия на то, чтобы нелегалов стало меньше».

Действительно, у самих американцев пока не сложилось всеобщего негативного отношения к мексиканцам. Пока недовольство есть только в связи с нелегальными иммигрантами: почти 70% американцев считают это серьезной проблемой, а свыше 80% полагают, что усилия правительства по снижению числа приезжих крайне неэффективны.
В то же время большинство американцев признают, что мексиканцы выполняют наиболее тяжелую работу, которую сами они по тем или иным причинам делать не хотят или не могут. Даже в столице невооруженным глазом видно, что большинство помощников официантов или дорожных рабочих – мексиканцы. Однако так или иначе это «отобранные» рабочие места самих американцев, не имеющих профессиональных навыков и получающих государственные пособия по безработице.

Джон Вахала, научный сотрудник Центра иммиграционных исследований в Вашингтоне, не отрицая того факта, что дешевая рабочая сила в лице нелегальных мексиканских иммигрантов – ощутимое подспорье для американской экономики, в то же время отмечает, что это одновременно и источник серьезных убытков для правительства США.
«К примеру, в 2004 году потери составили свыше 10,4 миллиарда долларов. А если легализовать всех нынешних нелегально находящихся в США мексиканцев, то эта цифра возрастет до 30 миллиардов в год», – говорит ученый.

Экономическая статистика не впечатляет. Все данные свидетельствуют о том, что средние доходы мексиканских семей, даже тех, что уже свыше тридцати лет живут в США, в среднем гораздо ниже аналогичных показателей среди коренных американцев. Большая часть выходцев из Мексики не имеют медицинской страховки. Очень многие семьи, даже при наличии постоянной работы, все равно вынуждены пользоваться региональными и федеральными программами по поддержке малоимущих граждан, включающими талоны на питание, частичное освобождение от уплаты налогов на недвижимость и заработную плату, медицинское обслуживание и многие другие социальные льготы. Кроме того, уровень образования большинства мексиканских иммигрантов, в том числе легально проживающих на территории США и уже имеющих гражданство, сильно отстает от среднего по США уровня.

Однако больше всего исследователей беспокоит проблема ассимиляции мексиканских иммигрантов, которая идет крайне медленными темпами. Мексиканцы в отличие от остальных приезжих, в том числе из других латиноамериканских стран, предпочитают селиться преимущественно в юго-западных штатах.

Согласно данным Центра иммиграционных исследований, свыше 62% всех мексиканцев живут на западе США, в то время как иммиграция из других стран традиционно распределяется по всей стране. Из-за подобной концентрации приезжающим из Мексики вовсе не обязательно учить язык, так как они, по сути, сразу оказываются в своей родной среде. К примеру, в таких штатах, как Калифорния, Аризона, Невада, в среднем свыше 20% учащихся средних школ составляют дети мексиканских мигрантов. Эти показатели неуклонно растут, что попросту вынуждает задумываться о возможной реформе всей системы образования в этих регионах, а вскоре, возможно, и во всех Соединенных Штатах.

Как подтверждают опросы, подавляющее большинство детей, даже родившихся в США, на вопрос о гражданстве отвечают, что они мексиканцы. К тому же в отличие от других иммигрантов, у которых даже в первом поколении встречается достаточно много межрасовых союзов, мексиканцы предпочитают заключать браки между собой, что однозначно не идет на пользу скорейшей интеграции.

Любопытен тот факт, что, согласно опросам, 57% мексиканцев полагают, что им вообще давно полагается безвизовый въезд в США. А почти 60% опрошенных и вовсе считают, что юго-восточные штаты принадлежат Мексике.

Такие настроения далеко не случайны. Американские штаты Техас, Нью-Мексико, Аризона, Калифорния, Невада и Юта еще 160 лет назад принадлежали Мексике, до тех пор пока та не потеряла эти земли в Техасской войне за независимость 1835–1836 гг. и в ходе Американо-Мексиканской войны в 1846–1848 гг. Многие мексиканцы до сих пор помнят об этом.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

В прошлом году президентом США Джорджем Бушем была предложена целая федеральная программа, которая бы предоставляла всем нелегальным иммигрантам статус «временных рабочих» и таким образом легализовала бы их пребывание в стране. Однако инициатива не нашла всеобщей поддержки у конгрессменов, посчитавших, что таким образом миллионы иммигрантов получат незаслуженную амнистию.

В последнее время много говорится о готовящемся строительстве гигантской стены на границе США и Мексики протяженностью свыше 1000 км. Насчет эффективности и целесообразности проекта существуют разные точки зрения. Одни полагают, что это выброшенные на ветер деньги: стена все равно не будет идти вдоль всей границы – только вдоль ее части – и не решит проблему.

Джон Вахала из Центра иммиграционных исследований полагает, что возведение стены на юго-западных границах целесообразно. «Однако это лишь часть целого комплекса мер, которые должны быть направлены на борьбу с нелегальной иммиграцией из Мексики».

По мнению Вахалы, прежде всего не стоит делать резких шагов. «Проблема в том, – говорит исследователь, – что этот вопрос традиционно предлагают решать радикальными методами: либо всех депортировать, либо предоставить всем амнистию. В то время как наиболее эффективным способом стало бы усиление методов контроля при приеме на службу. Подобная работа уже успешно ведется в ряде штатов. Главная задача – со временем внедрить эту программу повсеместно».

И действительно, из-за отсутствия должного контроля достаточно большое число людей, находящихся в стране нелегально, до сих пор имеют возможность, к примеру, получить водительские права, которые в США часто могут служить документом, подтверждающим личность.

Еще один вариант решения проблемы – всячески способствовать улучшению положения в самой Мексике, однако ситуация здесь осложняется самим мексиканским правительством, которое, будучи крайне зависимым от интересов ограниченного круга местной олигархии, не в состоянии в ближайшем будущем провести эффективные экономические реформы внутри страны.

Как отмечают эксперты, мексиканским лидерам на руку столь масштабная иммиграция в США. Ведь чем больше в Америке будет представителей мексиканской диаспоры, тем легче будет влиять на принятие выгодных для Мексики решений со стороны Белого дома.

Так или иначе, но решение вопроса мексиканской иммиграции с каждым годом будет только усложняться, в первую очередь из-за растущего политического влияния выходцев из Мексики. Лобби испаноговорящих – как на региональном, так и на федеральном уровнях – год от года только усиливается. Уже сейчас западные штаты Америки – это весьма значительная часть всего электората. Стоит заметить, что одним из потенциальных кандидатов на пост президента США является губернатор штата Нью-Мексико демократ Билл Ричардсон, являющийся сам более чем наполовину мексиканцем. И хотя сегодня его шансы стать кандидатом от демократической партии невелики, пожалуй, впервые позиции лидера, фактически представляющего испаноговорящее население страны, столь сильны.

Поводом для оптимизма может служить то, что мексиканцы пока не отличаются чрезмерной «воинственностью» по отношению к властям и довольно покорно мирятся с условиями, в которых им приходится жить и работать. Нечастые акции протеста проходят мирно, но вот повод задуматься о своей иммиграционной политике у Белого дома явно есть...

  

Граждане США, родившиеся за пределами страны
(распределение по странам)

1960 год
Италия     1,257,000 
Германия     990,000 
Канада     953,000 
Великобритания     833,000 
Польша     748,000   
2000 год
Мексика     7,841,000 
Китай     1,391,000 
Филиппины     1,222,000 
Индия     1,007,000 
Куба     952,000  

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру