Дорасти до конкурентов

В 2007 году большинству страховщиков придется увеличить свой капитал до 30 млн. рублей, определиться со специализацией (страхование жизни или «не-жизни»), уже к июню привести структуру активов в соответствие с новыми требованиями. О том, что еще предстоит претерпеть отечественным страховщикам, генеральный директор группы компаний «Бизнес-Сервис» Михаил ФРЕНКЕЛЬ рассказал Виктории Чеботаревой.

«ДЛ»: Как структурирован российский страховой рынок?
Михаил Френкель: Как правило, на любом развитом рынке в каждом его секторе представлено ограниченное количество явно выраженных лидеров. Их может быть два, три, четыре, но принцип Парето не нарушается: 80% рынка принадлежит 20% компаний.
Российскому страховому рынку пока до этих «классических» форм далековато. По официальным данным, в сегменте страхования «не-жизни» (основного параметра развития рынка) 77 участников рынка собирают 80% премий. Если считать, что это 20% всех компаний, то всего их на рынке должно быть не более 400. Однако на рубеже 2006–2007 годов в реестре было зарегистрировано 918 страховщиков.
Рынок еще находится в стадии становления, он окончательно пока не поделен между участниками. Некоторую путаницу в истинную картину рынка вносит и другой немаловажный факт: официальные данные не учитывают, что некоторые компании входят в различные страховые группы, а отчитываются как самостоятельные структуры.
Иными словами, публичные данные позволяют дать только грубую оценку состояния рынка. Для понимания правильной картины нужно видеть консолидированную отчетность компании. Однако в России публиковать ее пока не принято.
«ДЛ»: Наверное, процесс слияний и поглощений усложняет ориентацию в страховом пространстве?
М.Ф.: Приобретенная фирма не может сразу же войти в состав компании покупателя. Мешает отсутствие специального механизма передачи страхового портфеля. И вообще процесс это сложный: с каждым страхователем следует подписать трехстороннее соглашение.
Кстати, клиентам пугаться этого не стоит. Это нормальная практика, соглашение должно быть именно трехсторонним, с подписями и печатями обеих страховых компаний. А вот если страхователю предлагают новый вид договора, скорее всего это уловки хитрых страховых агентов, пытающихся увести клиентов чужой компании.
Другая особенность этого процесса: некоторые крупные российские страховщики, развивая региональную сеть, предпочитают не открывать филиал в регионе, где они еще не представлены, а купить там местную компанию.
Видимо, аналогичные мысли приходят в голову и иностранным страховщикам. Зачем тратить большие средства на вход на новый рынок, когда можно приобрести устойчивую российскую компанию? Свежий пример: Zurich Financial Services Group покупает 66% пакета СК «НАСТА», а та, в свою очередь, незадолго до этой сделки приобрела приволжского страховщика «АСКО-Вятка» и украинскую страховую компанию «Украина».
Еще в качестве наиболее крупных сделок минувшего года можно отметить приобретение «Ингосстрахом» 71,25% акций «Чрезвычайной страховой компании» весной прошлого года, а также приобретение «Банком Москвы» (он контролирует 49% акций «Московской страховой компании») 75% акций страховой компании «Стандарт-Резерв».
«ДЛ»: Обеспокоены ли представители этой сферы услуг вступлением страны в ВТО?
М.Ф.: Страховой рынок – единственный финансовый сектор, который был «сдан» американцам в ходе переговоров о вступлении России в ВТО. Иностранцам позволили открывать в России прямые филиалы (без образования юридического лица).
Такие перед нами перспективы. На то, чтобы к ним приспособиться, у нас, по российским меркам, срок немалый – 9 лет. За это время прямые филиалы надо законодательно «обложить флажками» – так, чтобы они не отличались от наших компаний, не получили конкурентных преимуществ перед российскими страховщиками. Их надо обязать сдавать в ФССН ту же отчетность, что и у российских страховщиков. Они должны формировать резервы внутри России и по тем же правилам, что и отечественные фирмы. Но самое главное даже не в этом. Иностранные компании – это в первую очередь большие деньги, до которых наш рынок дорастет не скоро. А значит, зарубежные конкуренты смогут позволить себе демпинговые тарифы. Вилка тарифа обозначена в правилах страхования. Следовательно, они обязательно должны будут согласовывать правила страхования в ФССН.
Также к ним должно быть пристальное внимание ФАС, и у него тоже должны быть законодательные рычаги воздействия на прямые филиалы иностранных страховщиков. На них должны распространяться все российские законы. Они не должны выпасть из поля зрения ФССН, иначе в России может появиться очередная волна мошенников от страхования.
Если наши законодатели прислушаются к этим доводам и сделают соответствующие поправки в законах, то девятилетней отсрочки, данной российским страховщикам, хватит для того, чтобы подготовиться к приходу иностранцев. И результатом вхождения России в ВТО станет только укрепление позиций действующих лидеров рынка и уход с рынка небольших компаний.
Но если ничего подобного не произойдет, мы повторим печальный опыт Прибалтики и Восточной Европы, страховые рынки которых оказались практически полностью поделены между несколькими крупнейшими зарубежными страховыми компаниями.
Хочется обратить внимание и на другую тонкость. Если человек видит в договоре страхования адрес – Нью-Йорк, значит, в конфликтной ситуации, если придется подавать в суд на страховую компанию, это надо будет делать в Нью-Йорке.
«ДЛ»: А если взглянуть на российский страховой рынок глазами западных инвесторов?
М.Ф.: Картина не очень радостная. Международными рейтингами надежности обладают всего шесть российских компаний, самый высокий из них – «BB позитивный» – у «Ингосстраха». IPO нет ни у одного отечественного страховщика. Это значит, что ни на российском, ни на зарубежном фондовых рынках акции наших страховщиков не продаются.
Правда, лед тронулся: недавно «РЕСО-Гарантия» начала подготовку к IPO. Организаторами IPO «РЕСО-Гарантии» станут крупнейшие западные инвестиционные банки, в числе которых Morgan Stanley, Deutsche Bank и Dresdner Kleinwort. Эмиссия страховщика, в ходе которой компания продаст до 25% своих акций, запланирована на май-июнь этого года. В результате «РЕСО-Гарантия» может стать первым отечественным публичным страховщиком, планирующим привлечь прежде всего зарубежных инвесторов. Крупные участники рынка с интересом следят за первопроходцем. От того, насколько ожидания совпадут с результатом, зависит стратегия в вопросе IPO и остальных крупных страховщиков.
«ДЛ»: Не теряем ли мы, в свою очередь, интерес к СНГ?
М.Ф.: Ближнее зарубежье России – это 14 новых государств и 120,8 млн. человек. Численность сопоставима с населением России. Этот потенциальный рынок страховых услуг, безусловно, интересен российским страховщикам. Тем более что наши компании по финансовым и имиджевым возможностям далеко превосходят лидеров страхового бизнеса стран ближнего зарубежья. Это с точки зрения более широких международных сопоставлений и те и другие выглядят скромно.
Соотношение сил предопределяет в основном односторонний характер движения страхового капитала – из России в страны СНГ. Кстати, в зоне СНГ российский страховой бизнес представлен большим числом компаний – здесь открыли или приобрели дочерние или аффилированные страховые общества Ингосстрах, «РЕСО-Гарантия», РОСНО и Росгосстрах, резко наращивает активность «Ренессанс-Страхование», здесь работают и «Капиталъ-Страхование», и «Согласие».
«ДЛ»: Говорят, 2007 год будет серьезной проверкой на прочность и жизнеспособность национальных страховщиков...
М.Ф.: Во-первых, компаниям надо будет увеличить уставный капитал до 30 млн. рублей. Во-вторых, определиться со специализацией – заниматься страхованием жизни или иными видами услуг в этой сфере. В-третьих, привести структуру своих активов в соответствие с новыми требованиями до 30 июня 2007 года.
Говоря понятным языком, все активы компании должны быть реальными. Такие приемы, когда уставный капитал представлен долговыми векселями учредителей, а резервы размещены в акции компаний типа «Рога и Копыта», больше не пройдут.
Страховая компания обречена в двух случаях: если она «проедает» страховую премию, а выплаты осуществляет из текущих платежей, и если велика доля схем в ее портфеле. Формально компания должна иметь резервы, пропорциональные своим страховым обязательствам.
Так как схемные договоры – это фиктивное страхование, по сути – обналичивание средств, то реальные страховые резервы в нужном размере из них сформировать сложно. И те и другие компании не очень нужны российскому страховому рынку.
«ДЛ»: К «не-страхованию» можно отнести и обязательное медицинское страхование (ОМС)?
М.Ф.: В 2006 году 55 компаний занимались только ОМС. Их число сокращается. Хотя сбор премии по ОМС в прошлом году увеличился на 40%, это заслуга не участников рынка, а государства и налогоплательщиков. Без реформы системы ОМС оно никогда не станет страхованием. Сейчас страховщик просто так получает свой небольшой фиксированный процент и не несет никакого риска. Разговоры о реформе ОМС, о том, что система не оправдывает возложенных на нее задач, идут уже давно. Возможно, задачи будут переформулированы. «Лечить всех от всего и на копейку» – такого не бывает. Ряд крупных компаний предлагает внести рисковую составляющую в ОМС и тем самым сделать его страхованием, а не посредничеством. Пока ОМС остается компенсационным, мы из всех сравнений стараемся его исключить.
«ДЛ»: Агрострахование также скорее зависит от государственных дотаций, чем от мастерства специалистов?
М.Ф.: Да, и количество «серых схем» здесь просто ужасающее. Этот вид деятельности особенно нуждается в цивилизованном подходе. Следует ликвидировать непонятные объединения, занимающиеся «распиливанием» бюджетных денег на коррупционной основе, и переходить к настоящему рисковому страхованию. Но для этого необходимо принять закон об обязательном страховании аграрных рисков. В этой сфере рыночные страховщики ведут сражение уже более двух лет. К сожалению, ощутимых успехов пока не видно.
«ДЛ»: Какие тенденции все-таки преобладают – роста или уменьшения рынка?
М.Ф.: В прошлом году отозвано 180 лицензий, из них по ОСАГО – пять. За это же время появилось всего 11 новых страховых компаний, из них четыре – с иностранным капиталом. Несмотря на общее снижение количества страховых компаний, рынок растет. Более того, он очищается, уходят схемные компании. Уже можно говорить о завершении периода реструктуризации рынка.
Он растет, несмотря на то что в 2006 году не было принято ни одного закона или нормативного акта, которые могли бы стимулировать страхование и тем самым увеличить сборы премии. Выплаты растут быстрее, чем премия, – это указывает на все большее приближение к рыночным видам деятельности.
Положительным фактом является и снижение доли Центрального региона с 56,8%, как это было в 2005 году, до 55,4% в прошлом. Хотя доля города Москвы в Центральном регионе по-прежнему очень велика – 84%.
«ДЛ»: Как проявила себя «автогражданка»?
М.Ф.: Доля ОСАГО в общей сумме премии за 2006 год составила 10,6%, или половину общего годового прироста страховой премии. Но оказалось, что для многих страховщиков ОСАГО не является основным видом страхования. Даже один из крупнейших страховщиков ОСАГО, Ингосстрах, заявляет о том, что ОСАГО не является приоритетным в стратегии его развития.
Также развеялась и иллюзия использовать ОСАГО как локомотив к другим видам страхования – недвижимости и АвтоКАСКО. Сейчас почти все страховщики отмечают, что не могут использовать свою базу клиентов ОСАГО для продажи им других страховых услуг.
Уходят с рынка ОСАГО компании, которые пришли только для того, чтобы собрать побольше денег за счет «автогражданки». Убыточность их действий в минувшем году постоянно увеличивалась. А поскольку другие виды страхования они не развивали, им пришлось свернуть свою деятельность.
В ноябре Госдума утвердила поправки в Закон об ОСАГО. Теперь скидки за безаварийную езду закрепляются не за конкретным автомобилем, а за каждым из его водителей. Сменив машину, автовладелец теперь не будет, как прежде, терять скидки, накопленные по коэффициенту «бонус-малус». А недобросовестные водители не смогут уклоняться от надбавок, предусмотренных этим же коэффициентом.
Правда, эти благие начинания начнут работать, лишь когда будет сформирована единая база данных всех страховых событий. Пока же страховщики не готовы делиться сведениями о своих клиентах. Да и когда появится единая база данных, сложности возникнут у огромного количества агентов, работающих в «поле» (около ГИБДД и авторынков), – им надо будет оперативно узнавать информацию о водителе. Поначалу будет действовать старый механизм: «Принесите справку из другой компании о том, что у вас не было аварий, тогда получите скидку». Предположить, что страхователь пойдет за справкой, увеличивающей сумму его взноса, крайне затруднительно.
Первый шаг в этом направлении законодатели уже сделали. При грамотной его реализации он будет выгоден страховщикам и справедлив по отношению к клиентам.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру