В “Черешневом лесу” расцвели поэты-классики

Послушать стихи собрался полный зал

16 мая 2007 в 00:00, просмотров: 508

  Фестиваль искусств “Черешневый лес”, объехав весь свет, очутился в Москве, на сцене театра “Современник”. Два высочайших искусства — поэзия и музыка — в исполнении молодых актеров театра. Тогда как три года назад традицию литературных вечеров фестиваля начинали мэтры: Алексей Баталов, Инна Чурикова, Олег Янковский.
     
     Вопрос: много ли народу соберется воскресным теплым вечером, чтобы послушать стихи? Ответ: полный зал. Но в общее настроение спектакля публика влилась не сразу. Только к середине представления зрители провожали аплодисментами каждого чтеца, каждое стихотворение.
     Неудивительно, что для спектакля выбраны те стихи, которые острей всего могут быть поняты и почувствованы современной публикой. Ассортимент огромен: Дон-Аминадо и Евтушенко, Кушнер и Набоков, Бродский и Вертинский, Георгий Иванов и Елена Исаева, Мандельштам и Маяковский… Поэзию обрамляет специально для этого вечера созданная музыка (квартет Алексея Чернакова). По залу льются живые звуки. Стихотворение и музыкальная композиция по-разному выстраивают отношения. То музыка молчит. То перебивает, вклинивается, наступает. То легко порхает, обволакивая каждую стихотворную строчку.
     Видеоарт — отдельная страница (сняты Алексеем Климовым, одним из лучших выступающих на этом спектакле). Вечерний город. Самый обычный парень бродит по крышам. Блестит огонек сигареты, дым вьется. Огни города. Он бродит и бродит. И вдруг — падает вниз… Или: пустырь. Кирпичная постройка, зарешеченное окно. Еще один парень. Бредет по пандусу, все приближаясь и приближаясь к камере. Набирает камней. И кидает в остатки стекол в этом окне. Осколки осыпаются словно бы неторопливо… Или еще: девушка. Лето и девушка. Девушка счастливая в своем одиночестве. Гуляет по Москве, кушает мороженое. Возвращается домой — в коммуналку. Звонит по телефону. На том конце… или не отвечают, или бросили трубку… Девушка, только что такая счастливая, лежит, положив голову и руки на равнодушный стол у окна.
     Но главное — это стихи. Были прочтения удачные, были не очень. Странно это или не очень, но актеры-мужчины читали несомненно ярче. Левитанский, “Молитва” в исполнении Евгения Павлова — выше всяких похвал. Не только хочется кричать, наплевав на Станиславского, “верю!”, но — за душу хватает. А у вас бывало, что кто-то любимый уехал и город превратился в пустыню? “Прости, о семимиллионный великий город, о семь миллионов добрых моих сограждан, но я не могу без этого человека! И мне никого не надо, кроме него!”
     Еще один потрясающий союз стихотворения и актера — это Елена Плаксина и “Молитва женщины” Роберта Рождественского. Стоит девушка. Надела новое пальто, сделала прическу. Ждет. А Его — долгожданного, любимого — все еще нет. Только бы он пришел. Любой, пусть курит, пусть спорит… Лишь бы был. Или нет, не надо мне твоих подачек! Не приходи, пошел к черту!.. Нет, приходи. Я не могу больше… “Одинокими не рождаются, ими после становятся”.
     Кульминация вечера — это, конечно, Клавдия Коршунова. “Баллада о прокуренном вагоне” Кочеткова знакома нам по новогодне-пронзительной сказке “Ирония судьбы”, и за строчками слышатся знакомые голоса актеров: “Но если я безвестно кану?.. Пока жива, с тобой я буду… Я за тебя молиться стану… С любимыми не расставайтесь!” Актриса выбрала свой путь и свою интонацию контрастного, неровного диалога. Нервный, кричащий мужской голос — и внутренне тревожный, внешне спокойный, такой мирный и нежный — женский. И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг…
     Мероприятие проводится в рамках фестиваля “Черешневый лес”, организованного Bosco di Cillegi в партнерстве с ОАО “Вымпелком” бренд “Билайн”.



    Партнеры