Полис — не роскошь, а средство передвижения

Отдыхать со страховкой намного спокойнее

20 мая 2007 в 20:00, просмотров: 507

  — Хочу застраховаться на время поездки, — говорю, заглядывая в окошко страховой конторы, расположенной в супермаркете. Однако, узнав страну назначения и цель поездки, приветливая на вид девица, не “снимая” голливудской улыбки, изрекает:
     — А оно вам надо? Туда и без страховки пускают. Тем более вы просто в отпуск. К тому же обязательная франшиза у всех долларов 40...
     Впрочем, эта милая дама по сути оказалась права только в одном: кое-куда и правда пускают без полиса. В остальном же, случись вам нарваться именно на такого горе-страховщика, мой вам совет: бегите от него подальше. Врет и не краснеет.

Зачем?

     “По статистике, каждые 10 секунд в мире происходит страховой случай. Это значит, что ежесуточно 8640 человек попадают в беду и каждому из них необходим квалифицированный совет, профессиональная помощь и просто поддержка”, — увещевает одна крупная страховая компания всех клиентов, собравшихся на отдых за границу. Впрочем, даже если вы не верите этой самой статистике и уж точно совсем не собираетесь “попадать в беду” во время отпуска, то задуматься все же стоит. Согласитесь, в арсенале любой семьи найдутся истории типа “съел какой-то пирожок и два дня лежал пластом” или “скатился с горки в аквапарке, всю спину ободрал, заживала неделю”. В общем-то все эти довольно частые и рядовые случаи и покрываются обычной “страховкой гражданина, выезжающего за рубеж”. Хотя не только они, но об этом позже.
     Для начала нужно понять, что полис — это не навязанная вам бумажка с какими-то цифрами и непонятным текстом, а настоящий товар, который вы приобретаете за свои собственные деньги. А потому подходить к его выбору нужно с умом. Замечательно, конечно, если ваши отношения со страховщиком пройдут по схеме: купил полис, забыл про него, отдохнул, приехал обратно. Но, случись что, неплохо бы знать, на что вы можете рассчитывать и на каких условиях. Остается добавить, что страховка начинает работать, как только вы прошли паспортный контроль, а значит, пересекли границу нашей Родины.

Почем?

     Наличие этой бумаги является обязательным условием для въезда на территорию большинства стран (в зону Шенгена без нее попасть просто невозможно). Впрочем, по-прежнему остаются “открытыми” некоторые курортные края. К примеру, Египет и Турция. Но и здесь страховка превращается в обязательную, если вы покупаете турпакет у туроператора (полис будет заведомо прилагаться к билетам на самолет и ваучеру на проживание в отеле). Так что получается, что от такого рода страхования уже “не спрятаться, не скрыться”. А значит, лучше знать его “в лицо”.
     Стандартный полис “гражданина, выезжающего за рубеж” по сути — это обычная медицинская страховка. И соответственно покрывает она обычные медицинские расходы в связи с внезапным (внимание: ключевое слово!) заболеванием застрахованного или несчастным случаем. Это услуги неотложной помощи эскулапов (как раз при отравлениях, заболеваниях простудного характера, травмах), медицинская транспортировка в госпиталь, если потребуется, и стоматологическая помощь (не так давно и эта услуга прописывается в договор практически всегда).
     Кстати, от выбранной туристом страны напрямую зависит и размер покрытия страховки. К примеру, для Греции хватит и 15 тысяч евро на человека, а в тот же Шенген нужен полис “размером” в 30 000. США и Канада пошли еще дальше: чтобы успешно попасть на их территорию, необходимо оформить страховку с покрытием в 50, а то и 100 “штук” евро. Это, как вы понимаете, как раз та сумма, которую, не приведи господь (потому как крайняя стадия несчастного случая — смерть застрахованного), должна выплатить страховая компания.
     Сколько же вы должны заплатить за такую заботу? Еще каких-нибудь несколько лет назад можно было с уверенностью сказать: около доллара в сутки (США с Канадой мы тут не рассматриваем, потому как в случае с ними такса может доходить и до 15—20 долларов в день). Значит, если едете на две недели, выкладываете около 12 “зеленых”. Но вот сейчас прайс-листы все чаще переписываются страховщиками в евро.

И больше евро стоит день...

     Хороший турист — здоровый турист. Как бы это цинично ни звучало, но дороже страховка обойдется детям и старикам. Так, тариф заметно подскочит, если вы собираетесь застраховать грудного ребенка (аргумент железный: мало ли что может быть). А также если вам больше 65 лет (доводы те же). Могут не “примазываться” к обычным отдыхающим и горнолыжники, скалолазы, горные и гоночные велосипедисты, дайверы, парапланеристы и прочие экстремальные элементы. Цену полиса для них можно смело умножать на два (“отправная” точка — 2 у.е. в день).
     Кстати, хотелось бы сразу предостеречь тех, кто собирается “схитрить” и, к примеру, поехать куда-нибудь на пляж без полиса, а уже с пляжа полезть в горы. Только услуга по спуску с горы горе-альпиниста со сломанной ногой оценивается заграничными спасателями не менее чем в 200 долларов. Даже если они у вас с собой, это ничего не изменит. Поскольку от горы вас нужно будет куда-то транспортировать (накиньте еще несколько десяточек “зелени”) и, самое интересное, лечить (вот тут уж точно десяточками не отделаетесь). История знает немало примеров, когда люди, порезавшись в бассейне, выкладывали по нескольку сотен за оказание им “скорой и неотложной” помощи отельными эскулапами.
     Впрочем, возвращаясь к сознательным гражданам... То есть к тем, кто хотел бы не просто застраховать себя, любимого, но и значительно расширить набор рисков, а такие тоже имеются. К примеру, в дополнение к стандартным медицинским услугам можно прописать в договоре такие пункты, как: досрочное возвращение на родину, визит родственника в чрезвычайной ситуации, возвращение несовершеннолетних детей на родину в случае болезни родителей и т.д. Как нетрудно догадаться, заплатить за такой полис придется побольше — где-то 1,5 доллара в сутки.
     Справедливости ради надо отметить, что цену страховки несколько снижает прописанная в договоре франшиза. Она может составлять от 20 до 50 евро (если размер ущерба клиенту не превышает этой суммы, то такие услуги страховая компания попросту не оплачивает). Но в случае с этим видом страхования овчинка не стоит выделки. Потому как полис будет стоить дешевле на копейки, а налететь баксов на 40 за вызов к вашему больному горлу врача — мало приятного. Кстати, страховщики очень любят “засунуть” франшизу в полисы, прилагающиеся к турпакету. Такое поведение легко объяснимо: за билетами клиент порой приезжает чуть ли не за несколько часов до вылета и разбираться, что и как, будет вряд ли.
     Чтобы не купить кота в мешке, нужно наведаться в туристическую фирму заранее и поинтересоваться, с какой страховой компанией она сотрудничает и на каких условиях. Если вам не нравятся правила игры этого страховщика, можно попробовать покачать права и отказаться от полиса с франшизой. Если же нет — а такое бывает и объясняется сложными многосторонними соглашениями, — то не пожалеть денег и оформить еще одну страховку с нормальными условиями. Ну обидно, конечно, выкинуть 150 рублей (“франшизные” полисы так и стоят). Но, поверьте, случись что, вы поймете, что были правы.
     Впрочем, если уж страховаться на полную катушку, то можно защитить себя от невыезда (3% от стоимости тура). И обеспечить страховую защиту и своему багажу — на предмет его задержки или утери (это удвоит сумму вашего стандартного полиса). Однако в этом случае речь идет скорее о возмещении морального ущерба, а не о стоимости багажа. Не из вредности, а просто потому, что посчитать цену ваших вещей практически невозможно. Для этого вам бы пришлось прийти к страховщику, разложить и описать все майки и шорты. А также высчитать степень амортизации чемодана. Как правило, за каждый час задержки багажа вам положено 25 долларов, за утерю двух чемоданов — 500 “зеленых”. Так-то.

Помогите юридически!

     — Сели мы в ресторане. Нам на стол тут же поставили закуски: сырок какой-то, оливки, овощи. Мы их и не просили вовсе, а ждали основного заказа. Так они на столе и простояли. Но! Когда принесли счет, выяснилось, что они в него включены и стоят больше заказанных нами блюд! Все наши попытки объяснить, что мы вовсе не обязаны за них платить, ни к чему не привели. Так и отдали деньги! — в бешенстве рассказывала вернувшаяся с отдыха подруга.
     Ни для кого не секрет, что очень многие наши соотечественники попадают в неловкие ситуации просто потому, что не знают законов принимающего их государства. А бывают случаи, что и законы вовсе ни при чем. Некоторые “гостеприимные” граждане, пользуясь нашим незнанием языка, все время норовят обсчитать, а то и обворовать приезжих. Раньше человек, у которого украли документы или какие-то личные вещи, кидался звонить в консульство. Но, как говорится, не тут-то было... Ни одно консульство ни одной страны мира не в состоянии разрулить проблемы всех своих туристов. Плюс, если в конфликтной ситуации человек виновен сам, оно и вовсе занимает всего лишь наблюдательную позицию.
     Впрочем, вот уже второй год на нашем страховом рынке действует еще одна замечательная и отнюдь не лишняя услуга. Обозвать ее можно как “адвокат для туриста”. Правда, пока она действует только для тех, кто намерен греться на солнышке в Турции, Египте и Объединенных Арабских Эмиратах (до Европы у страховщиков еще руки не дошли). Теперь россияне могут оформить полис юридического страхования, обеспечивающий получение правовой помощи на территории другой страны.
     Схема проста: страховщики заключают договор о сотрудничестве с юристами, которые, в свою очередь, “подтягивают” своих зарубежных коллег. А вы, случись что, набираете номер телефона, указанный в полисе (как и в случае с обычной страховкой), и рассказываете о проблеме. Неприятность может быть какой угодно: от неправильного счета в ресторане до кражи фотоаппарата. Овладевать в срочном порядке языком опять же не придется — давать советы после вашей “исповеди” будут по-русски. При этом, как уверили “МК” в подобной юрфирме, адвокаты готовы буквально горой стоять за граждан отдыхающих.
     Остается добавить, что стоит такое удовольствие совсем недорого: 1—2 доллара за двухнедельный тур. При этом страховое покрытие — 1 тысяча “зеленых”. Для справки: консультация адвоката в той же Турции оценивается долларов в 50—70. Вот и считайте, сколько раз вы можете нажаловаться на обидчиков. Кстати, правовая страховка прописывается дополнительной строкой и в обычный “полис граждан, выезжающих за рубеж”.

А ну-ка, отними!

     В общем, все просто. Случись что, звоните по номеру, указанному в полисе, и помощь придет. И достаточно быстро (проверено на себе). Однако есть случаи, когда страхового возмещения не видать как собственных ушей. Первый принцип страхования — возмещение положено лишь в том случае, если все плохое происходит случайно и уж точно не по вашей вине. К примеру, если вы любезно оставили дверь и окна номера незакрытыми и ваши вещи или драгоценности “ушли”, страховщик однозначно не проникнется к вам сочувствием.
     Что касается жизни и здоровья, то на первом месте должна быть ваша личная заинтересованность находиться в оптимальном состоянии. Халатность по отношению к собственной персоне просто недопустима. К примеру, если вы вдруг решите покататься ночью с горки в аквапарке (то есть без воды) и случайно поранитесь — лечиться будете сами. Ровно как и в результате лазания по пальмам, выпрыгивания со второго этажа и т.д. Речь не о безумных гражданах... А о пьяных. То есть если вам придет в голову мысль вызвать помощь где-то между куплетами песни “Шумел камыш”, лучше сразу выкинуть такое желание из головы. Нетрезвому гражданину страховщик не товарищ, а волк. Но как же быть с облюбованными соотечественниками отелями типа “все включено”? Там количество трезвых резко уменьшается начиная с 10 утра (как только открываются краны с пивом). Не волнуйтесь, если вы, неся это самое пиво, поскользнулись у бассейна и получили травму — смело звоните по номеру, указанному в полисе. Эскулап не приедет с трубкой и не заставит вас в нее дуть (они уже привыкли к особенностям российского отдыха), а просто окажет помощь. Отказ последует только в случае “передоза” с вашей стороны. Кстати, если в полис будет вписана и юридическая помощь, то можно еще и на отель немного наехать. В прошлом году “МК” рассказали историю про мужчину, который, “сплясав джигу” на берегу бассейна, все-таки упал и сломал ногу. Позвонив после “медицинского” по “юридическому” телефону, он вызвал подмогу. Человек, приехавший по вызову, очень быстро объяснил администрации отеля, кто здесь не прав (пол-то протирать нужно насухо). Результат: куча извинений и бесплатная неделя отдыха в отеле пострадавшему.
     Правда, есть и еще несколько поводов отказать вам в выплате. К примеру, если вы решили поучаствовать в какой-нибудь местной демонстрации чего-либо. Будь то отстаивание независимости или фанатские разборки. В общем, ни одно народное волнение не вызывает сострадания страховых компаний. И, соответственно, не покрывается страховкой.
     Не распространяется действие полиса и на военные действия (причем страховщику все равно, была война объявленной или нет), ядерный взрыв (серьезно, такая строка тоже есть в правилах страхования), радиацию или радиоактивное заражение. А вот теракт, как это ни ужасно звучит, но давным-давно — страховой случай. Главное, чтобы ваша страховая компания была членом так называемого “антитеррористического” пула (а его ряды, как вы понимаете, постоянно пополняются).
     В общем, лучший отдых — застрахованный. Это уж никто не сможет опровергнуть.

ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?
на 100 тысяч туристов приходится в среднем:

     — 4 смертельных случая,
     — 2 перелома позвоночника,
     — 1 черепно-мозговая травма,
     — 6 острых аппендицитов,
     — 10 тяжелых переломов,
     — 5 инфекционных заболеваний,
     — 5 угрожающих жизни обострений хронических заболеваний, а также 2000 мелких травм, солнечных ожогов и тепловых ударов.



    Партнеры