Гоп-стоп снято!

Московский режиссер вернул себе свой фильм через суд

31 мая 2007 в 00:00, просмотров: 675

  — Представляете, вот вы девять месяцев вынашиваете ребенка, рожаете, а потом у вас его отбирают и говорят, что он не ваш. Так было с моим фильмом, — взволнованно объясняет молодой московский кинорежиссер Петр Степин.
     На днях в столице случилась самая настоящая сенсация как для юриспруденции, так и для кинематографии: режиссеру удалось доказать через суд, что он… режиссер. В кино, как и в любом искусстве, факты присвоения чужих достижений нередки, но это чуть ли не первый, по мнению юристов, случай, когда Фемида встала на сторону обманутого автора фильма.

     
     Судебная баталия развернулась по поводу картины “Человек безвозвратный”. А началось все с того, что однажды на фестивале документальных фильмов в Лос-Анджелесе молодой режиссер Петр Степин, представлявший Россию, познакомился с таким же молодым продюсерским тандемом — Екатерина Гроховская и Игорь Задорин. Он предложил коллегам вместе снять художественный фильм на уже написанный им сценарий, и те согласились.
     — Я учился за границей, и фильм решил поставить в европейском стиле, — рассказывает Степин. — У меня там 16 главных героев, чьи судьбы прослеживаются одновременно. Каждый — со своими демонами и пороками, но каждому я даю надежду. Такое броуновское движение одиноких людей в провинциальном городе.
     Больших денег у Петра не было, Гроховская с Задориным как продюсеры сделали вложение, но этого все равно было недостаточно для того, чтобы звать именитых актеров. Помогли личные контакты Степина — сразу несколько кинозвезд согласились играть в картине за символические деньги. В их числе Сергей Чонишвили, Екатерина Редникова, легендарная актриса Нина Меньшикова (фильмы “Девчата”, “Доживем до понедельника” и др.), а также мать мировой звезды Миллы Йовович Галина, которую связывала с Петром давняя дружба.
     Поначалу режиссировал фильм только Петр, но на каком-то этапе помогать ему в этом вызвалась Гроховская (по этому поводу они составили соответствующий договор). Во время съемок на “хлопушке” писали две фамилии — его и ее.
     — Многие сцены мы снимали в моем родном Бибиреве, — вспоминает Петр, — на автобусной остановке, у церквушки, возле подъезда. В кадре использовали и мою машину, и мои телевизоры. А когда нужно было показать героиню с обручальным кольцом, я взял кольцо своей покойной мамы. Правда, его на съемочной площадке кто-то украл…
     В мае позапрошлого года закончились съемки. Журналы то и дело писали о любопытном новом фильме, неизменно указывая в статьях, что Степин — его режиссер. Петр показывает мне материал в очень известном издании о ТВ и кино, опубликованный летом позапрошлого года. Текст так и начинается: “В Москве прошли съемки фильма молодых режиссеров Екатерины Гроховской и Петра Степина “Человек безвозвратный”…
     Когда настала пора фильм монтировать, продюсеры объяснили Петру, что нужно подождать, поскольку сейчас нет денег. Дело, казалось бы, застопорилось, шли месяцы, однако в декабре кто-то из актеров, участвовавших в озвучке, ошарашил Степина: “Знаешь, а фильм-то твой уже сделан, и тебя как режиссера в титрах нет”.
     — Как сейчас помню: 20 декабря я позвонил Гроховской, и она подтвердила: да, мол, творческий совет решил меня из титров убрать, — вспоминает Петр. — На самом деле они отыскали в документах, которые мы в свое время составили, какие-то неточности — где-то нет подписи, где-то еще чего. Я был в шоке, ведь они были мне как родные, приходили в гости, смотрели семейные фотографии…
     После такого удара Петр тяжело заболел и две недели не вставал с постели. В Новый год пролежал в забытье с высоченной температурой. А оправившись, нашел юриста и подал в суд. Пока шло разбирательство, обидчики Петра с фильмом объездили чуть ли не весь мир.
     Между тем на страницах журналов режиссером фильма теперь называли только Гроховскую. В интервью она даже уверяла журналистов, что ей пришлось лично переписывать сценарий Степина (на самом деле, как утверждает он, фильм снят строго по сценарию).
     — На каждый фестиваль, где он был представлен, я отсылал бумагу, что по картине идет судебный процесс. Возможно, из-за этого ей на Западе и не давали никаких наград. Но что поделать — у меня не было другого выхода, — вздыхает режиссер. — На суде же Гроховская заявляла все что в голову взбредет. Например, что я на съемочной площадке оказывал ей только техническую поддержку. И что я лишь сценарист, а остальное — ее заслуга. Но поддержать меня в суд пришли сами актеры. И только один из них отказался подтвердить, что я был режиссером. Но его можно понять — после “Человека безвозвратного” Гроховская и Задорин дали ему главную роль в своем новом проекте.
     В ноябре прошлого года суд признал: Степин не только сценарист, но и режиссер фильма. Впрочем, ответчики тут же подали апелляцию. А сами вновь поехали с фильмом по фестивалям…
     Интересно, что никаких денег от ответчиков истец через суд не просил.
     — Нашими требованиями было лишь признать его соавтором и поставить его имя в начальных и конечных титрах, — говорит юрист Петра Максим Лякишев. — В деле нам очень помогли журналы, а также запись телепередачи Павла Чухрая, где Степина представляют как режиссера. Но все это — косвенные доказательства, а решающую роль сыграли показания всей съемочной группы, подтвердившей, что именно Петр проводил кастинги, работал с актерами и вообще был представлен всем как режиссер.
     На днях же Мосгорсуд поставил в деле жирную точку: Петр признан таким же режиссером, как и его оппонентка. Решение суда вступило в законную силу.
     — И пусть моя фамилия будет идти в титрах вслед за ее — это не принципиально, — машет рукой молодой человек, — она все-таки деньги в фильм вложила. Главное, чтобы люди знали, что это мое детище.
     Как пояснил “МК” Игорь Лабутичев, юрист Гильдии кинорежиссеров (в этой истории она тоже взяла сторону Степина), случаи, когда продюсеры подобным образом обманывают режиссеров, в российском кино происходят сплошь и рядом. Но только единицы пытаются восстанавливать справедливость через суд — потерпевшие боятся прослыть в своей среде скандалистами. Возможно, прецедент, созданный Петром, прибавит им решительности.



Партнеры