Летняя атмосфера невольно располагает к несерьезности, расслабленности. Но и на самом, казалось бы, легкомысленном предмете можно сделать неплохой бизнес.
Что может быть несерьезнее воздушного шарика? А это, между прочим, уже индустрия. И речь не только об уличных надувных «сосисках», которые на потеху детишкам завязываются в «собачку». Взрослые тоже шариками балуются, причем в больших количествах.
ВЗАИМОВЫГОДНОЕ НАДУВАТЕЛЬСТВО
Если обратиться к истории, то новейшая мода на воздушные шары пошла от премии «Ника». Под потолком Большого зала Дома кино натягивали сетку, и в конце церемонии на головы служителей «десятой музы» вываливались сотни разноцветных шариков. Счастливые лауреаты и их коллеги радовались как малыши.
За три с лишним пятилетки рынок этот развился и окреп – как ни забавно может показаться подобное утверждение в отношении тех, кто фактически продает воздух. Только в столице сейчас работает около трех сотен компаний и частных оформителей. И работы хватает всем.
Наиболее часто спрос на разного рода надувные удовольствия возникает у участников выставочных мероприятий. Оформление стенда разноцветной гирляндой и клиента привлекает, и праздничный настрой создает.
Цепочка латексных шаров стоит как минимум 5 долларов. Надувать можно и гелием – один метр идет за 1,5–2 «зеленых». Еще популярны большие – полтора метра в диаметре, с двух сторон красуется логотип фирмы-экспонента. В среднем получается 100–150 условных единиц, сюда входят и транспортировка, и накачка гелием, поскольку при более дешевом простом воздухе шар красиво парить не будет.
Весьма популярны и более изысканные воздушные комбинации, панно и картины – тут расценки примерно 20–25 долларов за квадратный метр. Объемные фигуры, составленные из нескольких десятков, а то и сотен шаров, измеряются уже в метрах кубических (стоят примерно 50 долларов, но чаще всего оценивать надо нестандартность заказа и сложность исполнения).
Питерцы, например, захотели, чтобы из надувной книги выходил надувной же Петр Первый.
В ассортименте услуг «надувальщиков» имеются «упаковка в шар» – очень модный и изысканный по дизайну презент, «фольгированные фигуры», коими могут быть и человечки, и бутылки шампанского, а также интересные процедуры «запуск» и «сброс». И то и другое измеряется сотнями – фирма запускает две тысячи шариков за 250 у.е., а сбрасывает всего за 200.
Правда, у «воздушного» рынка имеются вполне земные проблемы. Представители выставочных компаний повадились хлеб отбивать, навязывая жаждущим летающей красоты клиентам свои монополистские правила игры. Или доблестная пожарная инспекция к химическим свойствам гелия неровно вдруг задышит. Но общей динамике роста объемов – и самого рынка, и шаров – это не вредит.
ХОТЬ КОРОЛЕМ, ХОТЬ ДАМОЙ
Если кто думает, что карты – это тоже «надувательство», он глубоко ошибается. В былые времена интерьер любого приличного дома был немыслим без пасьянсного либо ломберного столика. Ныне же пасьянсы раскладываются на компьютерном мониторе. И лично меня при виде виртуальных карт берет оторопь – есть предметы, предназначенные исключительно для живого контакта.
Хруст раскрываемой «свеженькой» колоды – как «шпаги звон и звон бокалов». Любители посидеть несколько часов за хорошим покером, посмаковать многовариантный пасьянс или просто расписать пульку вполне могут потешить свое эстетическое чувство, соприкасаясь пальцами с произведением искусства в буквальном смысле слова. Причем вполне антикварного, «трещать» которым даже как-то неловко. Самые крутые картежники делают деньги не на игре.
Отдать 200 евро за неигранную колоду с «льежской картинкой» для истинного ценителя не вопрос. Зря что ли в 1880 году бельгийские мастера вручную раскрашивали! Тоже бельгийское творчество, но 1904 года – на 80 евро дешевле, хоть и с позолоченными уголками. Есть немецкие времен Первой мировой, с усатыми кайзеровскими вояками – правда, поигранные, может, даже в окопах, но это-то и интересно, 170 евро совсем не жалко. Имеется и наша старина – например, колода с портретами монархов и полководцев стран, участвовавших в Крымской кампании 1853–1856 годов, но это штука совсем редкая и очень ценная.
Есть коллекционные экземпляры совсем не милитаристского и даже не политического содержания. Вот немецкие девушки 1956 года, за прошедшие полвека не сменившие ни поз, ни легкой одежды, цена им всем 70 евро. Не отставали и братские тогда Чехословакия и Венгрия – 60 и 50 евро соответственно. Ясно, почему социализм не выстоял. Совсем без одежды – серия Beach Bums, что в переводе значит «пляжные попки», выпущенная восемнадцать лет назад и оцененная раз в пять дешевле. И только сейчас до искусства эротического рисунка на картах дошла наша страна – 20 евро за колоду в 36 листов.
Однако самые изысканные карты на улице не валяются. Во-первых, с недавних пор наборы для преферанса или бриджа вошли в категорию VIP-сувениров. Заказываются подчас в единственном экземпляре – на презент значительному лицу либо как приз в чемпионате по тому же бриджу. Такой подарочный комплект из двух колод в деревянной коробочке с гравировкой либо в коробочке кожаной может стоить 35 условных единиц (и до 250).
А уж, само собой, уважающее себя казино размещает на карточной рубашке собственный логотип.
Картинка – вещь особая. В рассказе Чехова «Винт» чиновники некоего ведомства втихаря наклеили на колоду фотографии своих начальников и их жен. А зачем втихаря? Сейчас на общем собрании правления фирмы принимается решение о выпуске корпоративной колоды – и вперед! Предлагается королями «назначать» учредителей компании, а к колоде приложить брошюру с правилами игр, привязанных к деятельности данной корпорации. Вот, к примеру, захотел ЦСКА расширить спортивные горизонты – и выпускает колоду игральных карт со своей символикой на рубашке.
Итоговая стоимость эксклюзивных карт складывается из разработки оригинал-макета карт и стоимости колоды. Чем меньше тираж, тем выше цена. Размещение логотипа на стандартной рубашке и на коробке стоит 462 рубля за каждую операцию, разработка оригинальной рубашки – 1848 рублей. Дополнительно получить фирменного корпоративного джокера – 2464 целковых, сделать то же самое с тузом пик – в два раза дешевле. От этого «пикового» предела (в 1232 рубля) начинается разработка валетов, дам, учредителей, то есть королей.
Короче говоря, в семь-восемь сотен «зеленых» обойдется только макет корпоративно-эксклюзивной колоды.
А то и в несколько раз больше – если и впрямь фотографиями трудового коллектива полностью заполнять все листы. Плюс напечатать колоду – от 159 рублей за 36 листов на картоне до 300 рублей за 54 листа на пластике. Минимальный тираж – десять колод. А если контора большая, то может рассчитывать на скидку. Вот уже и первый выигрыш!
Между прочим, к русскому варианту карточного рисунка приложил руку сам Иван Билибин. У нынешних авторов фантазия работает прекрасно. Придумываются новые масти: к французским сердечкам и ромбикам, немецким желудям и шарам, итальянским чашам и монетам добавляются предметы и приметы новой эпохи – от знаков зодиака до денежной символики и даже посуды.
Была идея прямо-таки геополитическая: чтобы червовая масть символизировала Россию, бубны – Японию, пики – Западную Европу, а трефы – Восток. «Тюремные» варианты, напоминающие путеводитель по татуировкам, тоже имеются. Один художник из Рыбинска сделал карточными героями «Нечистую силу в восточнославянской мифологии» – и Баба-яга стала дамой червей.
Есть карты по-настоящему восточные – длинные и узкие. Есть восьмиугольные, треугольные и совсем круглые.
И даже металлические появились – 54 карты из нержавейки в дороге явно не помнутся. За это и 8000 рублей отдать не жалко.
БАННЫЙ ПРАЙС-ЛИСТ
На дворе жара, а тут еще и воду отключают. Посему увеличивается число личных и групповых походов в баню. И вообще интерес к банному делу растет – доказательством тому служит статистика.
За рыночный период количество московских общественных «помывочных пунктов» сократилось раза в два. Но в то же время мощно увеличивается количество современных, комфортабельных и опрятных заведений. Много просто бань, бань-саун, саун и иных «центров здоровья», в том числе и весьма пикантных – с эротическим театром, экстремальным массажем и прочими удовольствиями. Ширится и их «география» – бани финские, турецкие, японские и даже египетские. Не жалуются на отсутствие клиентов и почтенные Сандуновские, и Краснопресненские, ныне зовущиеся «Бани на Пресне». Там и статистику ведут – слабый пол любит пар с веником не меньше, чем сильный. А особую – если не главную – часть прибыли дают номерные кабинеты и «сопутствующие услуги». То есть парикмахерская, маникюр, чай, бар, ингаляция, бильярд и даже караоке с кальяном.
От сопутствующих услуг переходим к сопутствующим товарам. Интересно, к примеру, проследить путь простого веника. В братской Белоруссии березовый экземпляр идет за 15 рублей, дубовый – за 20, а уже в Москве его цена увеличивается как минимум в пять раз. С исконно российскими продуктами таких метаморфоз не происходит. Березовый веник в интернет-магазине стоит 35–50 целковых, можжевеловый и пихтовый – на червонец дороже.
Купить можно не только веник, но и целую баню. Хо-чешь – на участке ставь из бруса, обшитого осиновой вагонкой. Можно и по своему эскизу парилку заказать. А хочешь – прямо в квартире сауну оборудуй. Очищающий агрегат с «космическим» названием Space Vision в зависимости от модификации «вычищает» карман на 10 000 условных единиц. Лавки там из африканского дерева, а спинки – опять же из родной осины.
Есть еще не менее существенный момент – в чем следует в бане находиться. Если кто думает, что в клубах пара все голые и все равные, то это заблуждение. Спецнаряд для принятия водных процедур тоже место имеет.
Парео из фирменного магазина 25 долларов стоит, а если тапочки добавить – уже 54. Если же попроще обрядиться, то стандартный комплект – рукавица, коврик и колпак – из отечественного войлока за четыре сотни рублей доступен. Просто в шерстяной буденовке пойти – 159 рубликов, по той же цене идет и рогатый колпак «Викинг», а вот колпак «Наполеон» – все 185 рублей.
Напоследок еще одно любопытное наблюдение. В Москве можно купить два часа в общем моечном отделении бани попроще за 800 рублей. Входной билет в первый (самый демократичный) мужской разряд Сандуновских бань стоит 600 рублей, а час в одном из тамошних номеров – от 1500 рублей. А вот, к примеру, в Краснодаре полтора часа в «общаке» доступны всего за 50 рублей, а «отдельность» – до 400 рублей за час.