Заклятый враг Ньютона

Все желающие могут увидеть работы ученого, открывшего закон всемирного тяготения раньше сэра Исаака

Лондонское Королевское общество представило во всемирной сети Интернет цифровую копию рукописи одного из самых известных ученых XVII века Роберта Гука, которого современники нередко называли английским "Леонардо", и который в свою очередь всю жизнь считал многих величайших ученых своими заклятыми врагами. И причины для этого у него были.

В силу обширности научных исследований, которые одновременно вел Гук, многие свои открытия он не доводил до конца, и часто инициативу перехватывали другие его современники - Гюйгенс, Ньютон, Бойль, с которыми ему в дальнейшем приходилось ожесточенно спорить по поводу своего первенства.

Так, уже в 27 лет после серии экспериментов с усовершенствованным воздушным насосом Герике Роберт Гук открыл знаменитый закон газового состояния (pV = const). Однако, впервые сообщение об этом появилось в книге Бойля, у которого Гук какое-то время работал ассистентом. Именно поэтому в рамках школьной программы ныне изучается не закон Гука, а закон Бойля–Мариотта.

Примерно в 1660 году Гук вместе с Христианом Гюйгенсом установил точки отсчета для шкалы термометра – температуры таяния льда и кипения воды. Чуть позже оба ученых независимо друг от друга изобрели спиральные пружины для регулирования хода часов. Идею же о применении конического маятника к регулированию часов Гук приписывал себе и оспаривал первенство у Гюйгенса.

В 1665 году Гук внес важные усовершенствования в конструкцию микроскопа и с его помощью осуществил ряд исследований, в частности наблюдал тонкие слои в световых пучках. Гук обратил внимание на пятна на поверхности Юпитера и Марса и по движению их определил, одновременно с Джованни Кассини, скорости вращений этих планет вокруг осей.

Что касается знаменитой полемики Гука с сэром Исааком Ньютоном, выдержки из которой содержатся в опубликованном манускрипте, то началась она в конце 1679 года, когда Гук был назначен секретарем Королевского общества. В переписке с Ньютоном, которую Гук вел еще со времени их ожесточенных споров по поводу природы света, он попросил последнего высказать свое мнение о гипотезе всемирного тяготения.

Еще в ранних своих работах, увидевших свет задолго до известных всем "Начал" Ньютона, Гук выдвигал предположения, что эллиптичность орбит планет солнечной системы объясняется действующими между ними силами притяжения. В письмах к Ньютону содержится и более конкретный вывод о том, что сила притяжения между двумя телами должна быть обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Исаак Ньютон никак не прокомментировал гипотезы своего коллеги, но через несколько лет по просьбе своего друга Галлея, открывшего знаменитую комету и обратившегося к Ньютону с просьбой объяснить траекторию ее движения, он написал свои "Математические начала натуральной философии", которые ныне и считаются основой всей механики.

В рукописи опять же по просьбе того же Галлея он указал имя Роберта Гука, равно как и имя президента академии Рена, который к открытию вообще не имел никакого отношения. "Гук имеет не большее право на закон обратных квадратов, чем Кеплер имеет право на закон эллипсов: догадки не считаются, а доказательств у Кеплера не было", - оправдывался в дальнейшем Ньютон в письме к Галлею.

В противостоянии двух ученых есть и еще один эпизод, не красящий сэра Ньютона. Он долгое время отказывался от предлагаемого ему поста президента Королевского общества и согласился лишь после смерти Гука. Вступив в должность он первым делом велел уничтожить не только бумаги и инструменты своего соперника, но даже портреты. Именно поэтому, как полагают сейчас исследователи, лондонское Королевское общество располагает прижизненными портретами всех своих членов, кроме одного - Роберта Гука.

Напомним, что рукопись Роберта Гука была случайно найдена весной 2006 года в одном из особняков графства Гэмпшир и выставлен на аукцион. Лондонское королевское общество приобрело манускрипт за миллион фунтов стерлингов.