Первоклашек научат счастью

Через два года в начальной школе Великобритании появятся новые предметы - сквозные дисциплины, «уроки счастья», а также навыки интернет-пользования.

8 декабря 2008 в 15:43, просмотров: 867

Нечто похожее ждет и Россию. 

Разговоры о необходимости изменения школьной программы для младших классов идут в Великобритании давно – нынешняя, по словам экспертов, безнадежно отстала от жизни. Первоклашки, с точки зрения чиновников, к изменениям более чем готовы.

«Школа XXI века» в британской версии будет сильно отличаться от нынешней. Перемены, как явствует из плана преобразований, предложенного в специальном докладе главы управления образовательных стандартов сэра Джима Роуза, пойдут по трем основным направлениям – компьютеризация с самого раннего возраста; смещение акцента с отдельных школьных предметов на более крупные блоки дисциплин; а также целенаправленное обучение детей быть счастливыми. 

Что касается счастья, то состояние гармонии с самим собой, а заодно и с окружающим миром у британских школьников будут воспитывать через овладение навыками здорового образа жизни. Каждого ребенка, подчеркивается в докладе Роуза, будут учить «личным, социальным и психологическим качествам, необходимым для воспитания ответственного гражданина XXI века и его благополучной и здоровой жизни». Эта цель признается важнейшей, а потому под нее не пожалеют времени в учебной программе британской школы. 

Правда, гармония потребует жертв. Учебный план не резиновый, и чтобы втиснуть в него «уроки счастья», английской школе придется экономить на некогда обособленных друг от друга предметах школьной программы. Полного отказа от предметного принципа обучения в младшей школе, по словам чиновников, не будет. Но основной упор при изучении нового материала будет перенесен на более крупные блоки дисциплин. В общей сложности их будет шесть: «навык практического применения английского и других языков», «умение считать», «понимание основ научных и технологических принципов», «понимание основ науки о человеке и защиты окружающей среды», «основы здорового образа жизни и материальной успешности», «основы искусства, эстетики и дизайна». 

Особое внимание в учебной программе для младших классов будет уделено информатике, средствам коммуникации и технологиям.

Доклад Роуза (его полный текст будет опубликован весной 2009 года) рекомендует ввести все эти новшества с сентября 2011 года. Голосов оппонентов практически не слышно: звучат лишь отдельные призывы «не поднимать» значения навыков работы на компьютерах до навыков чтения, счета и общения, а также смутные опасения, что структура преподавания и содержание отдельных предметов все же пострадают. А это означает, что новый стандарт будет, скорее всего, принят. 

Реформа российской школы идет сходными путями. И даже с некоторым опережением: наш закон о новом образовательном стандарте был принят год назад. Как и британских, российских школьников будут учить не столько знаниям по отдельным предметам, сколько умению ими пользоваться на практике (то есть формировать у них практические навыки). Большое внимание у нас также уделяется формированию здорового образа жизни школьников: впервые российский образовательный стандарт включил в себя требования к санитарно-гигиеническим условиям, в которых идет учеба (ранее эти требования определялись СанПинами – санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами). А основной упор сделан на здоровьесберегающие технологии. 

Так же, как и британский, российский новый образовательный стандарт уделяет большое внимание воспитанию детей. Единственное отличие заключается в том, что англичане вместе со здоровым образом жизни будут воспитывать своих детей счастливыми, а россияне – патриотичными. Однако в обоих случаях эта работа включена в учебный план. 

Апробация нового российского образовательного стандарта для младшей школы на уровне методистов прошла в 2007-2008 учебном году. В 2008-2009-м он будет опробован в пилотном режиме, а в 2010 году внедрен повсеместно.



Партнеры