Ученые пытаются понять, как сделать науку привлекательной для простых людей

Как сделать науку привлекательно для обывателя? Ответить на это попытались известные московские ученые и научные журналисты, которых собрал за "круглым столом" Региональный общественный Фонд содействия отечественной науке.

Сегодня обывателя интересуют достижения науки – новые телефоны, телевизоры и машины. Но сделать науку своим мировоззрением согласны очень немногие, говорит заведующий сектором Института социологии РАН Михаил Черныш. "Пытаясь объяснить окружающий мир, современный обыватель скорее пойдет к отцу Александру, а не к Виталию Гинзбургу", – считает ученый.

В науку "двигают", в основном, дети представителей среднего класса и интеллигенции. Обывателю научная деятельность видится своего рода испытанием, почти "монашеским обетом", считает Черныш. Кроме того, пресса и телевидение не освещают в достаточной мере достижения отечественных ученых, мы слышим только о зарубежных научных сенсациях, это одна из причин потери интереса к российской науке.

Нет в мире нелюбознательных людей, уверен Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, автор научно-популярных книг по астрономии. Часто ученые не понимают, насколько важна сенсация, и сами не идут к читателю, а ждут его. "Без ученого журналист не сделает хорошей новости, хорошую статью без журналиста ученому написать трудно", – считает он. Наша научно-популярная литература и телевидение переживают нелегкие времена, много финансовых проблем. На Западе статус ученого-популяризатора необычайно высок.

"Главная проблема – не сенсация, следующий за ней шаг", – полагает заместитель главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Бунтман. Планка сенсации завышена, нас не удивляет, что астрономы с завидной регулярностью делают новые открытия, обывателя можно поразить только встречей с инопланетянином. В гуманитарных науках, например, истории, удается поддерживать интерес слушателей, с наукой сложнее, отмечает Бунтман.

Надо готовить ученых к популяризации знаний, считает Светлана Боринская из Института общей генетики РАН, специалист в области генетики и эволюции человека, этногеномики, автор научно-популярных книг. Религия, например, обращается к понятийным ценностям, наука часто оперирует абстрактными понятиями. "Ученых, в отличие от проповедников, не учат владеть вниманием аудитории", – подчеркивает Боринская.

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, правдиво, достоверно и в полном соответствии с его представлениями. "Надо научиться доносить до читателя свою мысль так, что бы ему было понятно и нескучно", – счиатет Александр Голиков, эксперт UNEP (программа ООН по охране окружающей среды) в области биобезопасности. Чтобы "достучаться" до обывателя, надо начинать с того, что делает науку не скучной, не обязательно с сенсации.

Спад интереса к науке отмечается не только в России, но и на Западе, заметила Виола Егикова, руководитель Российской ассоциации научных журналистов, возглавляющая отдел науки в газете "Московская правда", сообщает Информнаука.