«Мы делаем выводы»

Медведев предложил свой вариант реформы политической системы

В Послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев перехватил инициативу у своих оппонентов, объявив о целом ряде грядущих либеральных перемен. В связи с тем, как восприняло общество итоги выборов в Госдуму, президент заявил: «Мы внимательно и с уважением воспринимаем любую критику в адрес государственных институтов и отдельных должностных лиц, делаем выводы, если эта критика справедлива...»

Между тем у лидеров оппозиции, выходивших из зала после Послания, был удрученный вид. Побеседовав с ними, мы выяснили, что они думают об услышанном. А эксперты «МК» проанализировали новшества, которые предложил глава государства — начиная от изменения системы выборов и заканчивая созданием в России общественного телевидения.

Медведев предложил свой вариант реформы политической системы

Первым на выходе из зала встретился Сергей Миронов — мрачный и неразговорчивый. «Надо посмотреть, как все будет реализовываться и насколько последовательно будем двигаться в этом направлении, — сказал (или даже, можно выразиться, проворчал) он. — Я рад, что президент взял на вооружение несколько инициатив «Справедливой России».

Таким образом, мрачность лидера эсеров, скорее всего, объяснялась просто: озвучив такие предложения, как возвращение на федеральный уровень одномандатных округов, усиление представительства партий в избиркомах, Дмитрий Медведев разоружил одного из конкурентов Владимира Путина. Тем более что конкурент попался амбициозный. На вопрос «МК», не получится ли так, что придет Путин и медведевские инициативы окажутся выхолощенными, Миронов, вскинув голову, ответил: «Я не уверен, что придет обязательно Путин».

Геннадий Зюганов был недоволен тем, что глава государства «ни слова не сказал о промышленности, о сельском хозяйстве, о стройке»: «Ничего о том, как мы будем оживлять, и так далее!» Что касается политических инициатив, то «вернуть выборы губернаторов мы предлагали уже давно, хотя власть на местах по-прежнему остается неподконтрольной населению». «А одномандатные выборы... В свое время, чтобы уйти от криминальных выборов (лидер КПРФ имел в виду прежнюю систему избрания Госдумы: одновременно по спискам и округам. — Н.Г.), в срочном порядке ввели только партийные списки, — припоминал былое Геннадий Андреевич. — Сейчас, когда „Единая Россия“ все продула, снова возвращаемся к одномандатным округам».

Лидер компартии — опытный политик. Всегда найдет что покритиковать. Хотя не согласиться с ним нельзя — на выборах в регионах, где по-прежнему сохраняются одномандатные округа, «Единая Россия» действительно получает большинство благодаря депутатам-одномандатникам.

Секретарь президиума генсовета «ЕР» Сергей Неверов не скрывал радости от перспективы возвращения выборов по округам: «Для меня это самое основное, потому что я дважды избирался как одномандатник». Политические предложения главы государства единоросс охарактеризовал как «новый этап развития политической системы». «На самом деле ведь улицы испугались», — заметила я. «Сегодня общество действительно стало другим, — осторожно высказался Неверов. — Это видно по итогам выборов».

Постпред президента при НАТО Дмитрий Рогозин считает предложения Медведева абсолютно закономерными: «Мне кажется, он сделал то, что хотел сделать. Начал с победы в войне в Южной Осетии и закончил либерализацией политической системы». То есть замкнул круг. «Всего предложенного достаточно, чтобы Медведева отблагодарить», — сделал вывод Дмитрий Олегович. Рогозин не согласился с мнением, что медведевские инициативы не вяжутся с образом Путина, — ведь ДАМ предложил восстановить то, что ВВП в свое время отменил. «Путин тогда не мог поступить иначе — он должен был стабилизировать политическую систему, — защитил премьер-министра Дмитрий Олегович. — Сейчас наступил новый период. Конечно, то, что сегодня произошло, согласовано с Путиным. Протесты услышаны». Таким образом, резюмировал наш постпред при НАТО, у участников акции протеста «больше нет мотивации выходить на улицы»: «Мотивацию украли. Сегодня в чистоте выборов власть заинтересована не меньше оппозиции».

Депутат-справоросс Геннадий Гудков отчетливо увидел в президентском Послании как признаки торжества демократии, так и явный подвох: «С одной стороны, митинги повлияли на власть, и она проявила гибкость, хоть и ограниченную. С другой, часть предложенных мер — это полумеры. Например, выборы губернаторов, которые, как сказал Путин, должны проходить через „президентский фильтр“. Медведев о фильтре не сказал ничего, и поэтому непонятно, о чем все же речь. Далее — они предлагают в каком-то виде вернуть выборы губернаторов, но при этом отменяют выборы мэров».

Гудков — один из наиболее активных участников готовящейся 24 ноября акции протеста. И, конечно же, я не могла не задать ему вопрос: «Вам не кажется, что часть людей, собиравшихся выйти в субботу на митинг, после Послания потеряли мотивацию?» Народный избранник заявил решительное «нет»: «Во-первых, пока непонятно, как будут реализовываться инициативы Медведева. Во-вторых, премьер во время прямой линии сказал слишком резкие слова. Вот если бы Путин сейчас заявил: „Вы, ребята, не презервативы, я пошутил“, — тогда бы многие на митинг не пошли».

Едва ли Владимир Путин произнесет нечто подобное. Но, по крайней мере, он имел возможность лишний раз убедиться, что на груди участников акции действительно висели не контрацептивы: один из митинговых активистов, депутат-эсер Илья Пономарев, пришел слушать Послание с белой ленточкой, приколотой к пиджаку.


Наталья Галимова

МНЕНИЯ

Сергей НЕВЕРОВ, секретарь президиума Генсовета партии «Единая Россия», вице-спикер Госдумы:

«Послание президента Федеральному собранию стало конкретным планом демократизации политической системы, построения новой конфигурации власти и, как следствие, ее качества.

Ответом на запрос общества станут предложенные президентом прямые выборы глав регионов, упрощение регистрации партий, отмена сбора подписей на выборах, сокращение количества подписей для участия в выборах президента. Эти меры позволят создать в России условия особого благоприятствования, в первую очередь для политических партий».

Олег МОРОЗОВ, член бюро Высшего совета партии «Единая Россия», заместитель председателя Госдумы:

«Существенным шагом на пути к политической открытости и демократизации станет переход на заявительный принцип регистрации партий. Партиям облегчается доступ к избирательному процессу, поскольку практически ликвидируется процесс сбора подписей как на уровне выборов в региональные парламенты, так и на президентских выборах. Можно сказать, что регистрация партий будет по заявительному принципу. Партий станет много, они будут разные.

Медведев провозгласил курс на реформы

Медведев провозгласил курс на реформы

Смотрите фотогалерею по теме

Важным заявлением было также предложение Медведева о переходе к прямым выборам губернаторов. Президент не пояснил, какой будет механизм выдвижения кандидатов, но понятно, что губернаторы будут избираться голосами самих граждан. И хотя эта идея, как известно, не новая, но, видимо, она будет реализована вновь в какой-то модернизированной форме. На мой взгляд, эта инициатива очень правильная, люди должны сами выбирать руководителей на той территории, на которой они живут.

Важной будет также реформа федеративного устройства, когда полномочия будут перераспределяться в пользу регионов и муниципалитетов. Это давно назревшая реформа, и она обеспечит большую управляемость процессами, потому что на местах виднее, какие решения принимать и на что тратить деньги. Это явно пойдет на пользу и федеральному центру в целом, и самим территориям».

ОБЩЕСТВЕННОЕ ТВ НАКОНЕЦ ВЫЙДЕТ В ЭФИР

Дмитрий Медведев предложил создать в стране общественное телевидение. Глава государства не исключил, что базой для него может стать один из действующих федеральных каналов.

«Ни один из владельцев этого нового СМИ не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений — ни государство, ни частный владелец», — подчеркнул президент.

Уже после послания помощник президента Аркадий Дворкович уточнил: на принятие конкретного решения о создании общественного ТВ потребуется несколько недель...

Известно, что вариант законопроекта о создании общественного телевидения в России был подготовлен советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека еще в 2002 году. Вот некоторые статьи этого законопроекта.

«Организации общественного телевидения и радио не могут использоваться для политической пропаганды и агитации, за исключением предвыборной агитации, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах.

Источниками формирования имущества организаций общественного телевидения и радио являются: бюджетные средства; вклады спонсоров в производство и (или) размещение теле- или радиопередач; доходы от размещения политической рекламы.

Размер абонентской платы нанимателя, а равно собственника жилого помещения не может превышать 0,01 минимального размера оплаты труда при наличии в жилом помещении менее 4 телевизионных приемных устройств и 0,1 минимального размера оплаты труда — при наличии 4 и более телевизионных приемных устройств.

Некоммерческие организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или пользовании менее 11 телевизионных приемных устройств, вносят абонентскую плату в размере, не превышающем 1,0 минимального размера оплаты труда, и 10,0 минимального размера оплаты труда — имеющие 11 и более телевизионных приемных устройств».

Как сказал «МК» председатель Совета по правам человека Михаил Федотов, данный вариант законопроекта еще необходимо доработать, после чего в самое ближайшее время он будет передан президенту. Кроме того, г-н Федотов сообщил, что скорее всего общественное телевидение будет сформировано на базе ВГТРК. Контролировать его должен попечительский совет, куда войдут уважаемые и известные в стране общественные деятели. Состав этого совета, по мнению Федотова, должен быть определен в Думе при втором чтении законопроекта.


Александр Мельман

РАСХОДЫ ЧИНОВНИКОВ ПОПАДУТ «ПОД КОЛПАК»

«Считаю целесообразным ввести ограничение на совершение сделок между госструктурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний. Количество таких случаев, к сожалению, в нашей стране огромно».

Предложение президента стало логичным продолжением его требования по выводу чиновников высокого ранга из советов директоров госкорпораций. Медведев уверен, что это должно благоприятно сказаться на инвестклимате. После того как решение было обнародовано, значимые места в госкорпорациях действительно стали пустеть: например, экс-министр финансов Алексей Кудрин вышел из наблюдательных советов ВТБ «АЛРОСА». Первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий АПК, покинул наблюдательный совет Россельхозбанка. Из совета директоров «Газпрома» вышли министр энергетики Сергей Шматко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина...

«Считаю правильным ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам. Речь идет о декларировании крупных расходов по приобретению земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг», — также сказал президент.

Здесь все гораздо интересней. В конце октября, во время поездки по Приволжскому федеральному округу, Медведев уже поднимал тему контроля расходов чиновников. Тогда он заявил, что этот контроль может привести к обратному эффекту: «В наших условиях декларирование расходов превратится либо в способ сведения счетов, либо в такую систему, которая сама будет провоцировать коррупцию, как «поделись с нами, иначе мы будем тебя преследовать всю жизнь за большие расходы».

То есть с учетом сказанного Федеральному собранию Дмитрий Анатольевич поменял свою позицию за довольно короткий срок. И новый взгляд Медведева был положительно встречен международными организациями. Глава российского отделения «Трансперенси интернешнл» Елена Панфилова сказала «МК»: «Важно, каким будет инструмент — кто это будет проверять, будут ли проверяться не только внутрироссийские, но и зарубежные расходы. Вопрос в том, будут ли проверяться расходы более широкого круга родственников, зачастую, как мы видим, такая собственность приобретается на совершеннолетних детей».


Евгений Красников

НА ВЫБОРЫ ПОТРАТЯТ МЕНЬШЕ ЧЕРНИЛ

Глава государства пообещал внести законопроекты, сокращающие мучительные процедуры сбора подписей. Чтобы зарегистрироваться кандидатом в президенты, самовыдвиженцу нужно будет собрать 300 тысяч подписей вместо 2 миллионов, а представителю непарламентской партии — 100 тысяч.

«Собрать 2 миллиона подписей по той процедуре и в те короткие сроки, которые прописаны в законе, просто невозможно без административного ресурса или массовых подделок, — сказал „МК“ политтехнолог Игорь Минтусов. — К тому же это дорого: одна подпись обходится в среднем в $5 (стоимость бланка, услуг нотариуса и сборщика). Чтобы самовыдвиженца допустили к президентским выборам, сейчас нужно потратить более $10 млн. Это очень серьезный барьер, снижение которого — благо. Но беда в том, что эта норма может начать действовать только через 6 лет».

Чтобы зарегистрировать партию, будет достаточно 500 подписей (граждан, представляющих не меньше половины регионов РФ), а для участия в выборах в Госдуму их не понадобится вовсе. И здесь можно усмотреть определенный риск. А что если к следующим выборам по упрощенной процедуре зарегистрируются тысячи партий? Как они все уместятся на бюллетень для голосования? Однако Игорь Минтусов опасений не разделяет: «Опыт демократических стран, да и России 90-х годов показывает, что тысячи партий не будет. Будет много, но меньше. Опасность в другом: чтобы они не наносили ущерба бюджету, не вели свою кампанию за его счет. И не использовали партию, чтобы заработать на бюджетных компенсациях. А так — ради бога, регистрируйтесь и проводите кампанию за свой счет, если у вас есть деньги и вы действуете в рамках закона. За последние 5 лет мы настолько сильно испортили избирательное законодательство, сделали столько шагов назад, что теперь каждый шажок вперед кажется огромным рывком к прогрессу».

Как стало известно «МК», в Кремле прогнозируют, что в следующих выборах примет участие около 150 партий.

В планах президента и реформа избиркомов: он внесет законопроект, расширяющий представительство партий в комиссиях и дающий им право досрочно отзывать своих делегатов. Напомним, во время своего первого срока во главе ЦИК Владимир Чуров расстроил отношения с делегировавшей его ЛДПР, но отозвать его партия не имела права. Что касается расширения представительства, то здесь президент прислушался к часто звучащим предложениям вообще убрать из комиссий чиновников и формировать их только из партийцев. Правда, законодательная норма, скорее всего, будет сформулирована мягче. Дело в том, что у большинства партий просто не хватит людей, чтобы назначить их в каждую комиссию. Даже в Москве на последних выборах только 3 партии воспользовались своим правом и делегировали членов комиссии с правом решающего голоса на каждый участок. Член ЦИК Елена Дубровина представляет себе схему расширения присутствия партий так: «Сейчас в Центризбирком обязаны назначать только членов парламентских партий, а остальные не имеют такой преференции. Возможно, в законе будет прописано, что все партии имеют право делегировать людей в комиссии. Численность комиссий при этом может увеличиться, а может и сохраниться за счет того, что партийцы будут вытеснять чиновников, учителей. Но полностью обойтись без них вряд ли получится, поскольку они берут на себя большую часть подготовки избирательного процесса. Члены низовых комиссий, делегированные партиями, очень часто занимают позицию контролеров, и только».


Михаил Зубов

У Партии народной свободы, похоже, появится шанс на регистрацию.

В ДУМУ ВЕРНУТ ОДНОМАНДАТНИКОВ

Президент предложил провести вторую за 10 лет реформу системы выборов в Госдуму.

«Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями», — сказал он.

Больше никаких разъяснений глава государства не дал, не уточнил и то, когда он «считает целесообразным» все это сделать.

С 1993 по 2007 годы Госдума в России выбиралась по смешанной системе: половина депутатов (225) — по партспискам, половина — по 225 одномандатным округам. Депутатские мандаты в «партийной» части Думы распределялись по пропорциональной системе, то есть в зависимости от числа голосов, поданных за ту или иную партию, преодолевшую 5%-ный барьер. В одномандатных округах победитель определялся по мажоритарной системе, то есть мандат получал тот, кто набрал наибольшее число голосов.

После инициированной Владимиром Путиным реформы с 2007 года вот уже второй парламент подряд мы избираем полностью по пропорциональной системе — все мандаты делятся между партиями-участниками гонки, преодолевшими 7%-ный барьер. Тогда власть решила, что, имея в качестве козырной карты заоблачный рейтинг Владимира Путина, ей будет проще контролировать избирательный процесс и страховаться от возможных неприятных сюрпризов с одномандатниками именно при таком подходе к делу. В 2003 году проблему получения конституционного большинства удалось решить, завербовав во фракцию, а затем и в партию «Единая Россия» львиную долю изначально как бы независимых одномандатников (они ориентировались на силу и подчинялись ей в лице губернаторов, помогавших с избранием). Вопрос представительства в Госдуме малочисленных регионов вроде Камчатки или Чукотки, который, конечно же, поднимался при обсуждении реформы, был сочтен несущественным.

Но уже примерно год назад, когда стало понятно, что под брендом «Единая Россия» во многих регионах можно получить головную боль вместо голосов, некоторые видные единороссы (вроде вице-спикера Олега Морозова и нынешнего губернатора Тульской области Владимира Груздева) стали говорить о том, что имело бы смысл вернуть одномандатные выборы, но в новом виде: пусть кандидатов выдвигают партии. О том, что фракция «СР» готовит законопроект о выборах всего парламента по одномандатным мажоритарным округам (право выдвижения кандидатов должны получить не только партии, но и граждане, и общественные организации), заявил с трибуны Госдумы 21 декабря Сергей Миронов.

Но президент Медведев, как пояснил позднее его помощник Аркадий Дворкович, предлагает вернуться к тем правилам, что были до 2007 года. А именно: к смешанной системе. Чем она отличается от прежней (многие эксперты, кстати, считают ее устаревшей), мы сможем понять, лишь увидев соответствующий законопроект.


Марина Озерова

КАКИМ БУДЕТ НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ?

Медведев посулил налоговую реформу: «В некоторых регионах взамен налога на имущество будет введен налог на недвижимость».

Президент затронул одну из острейших проблем в налоговой политике. Накануне, выступая на съезде «Деловой России», премьер Владимир Путин заявил о необходимости решительного «налогового маневра», предполагающего перераспределение фискальной нагрузки в промышленности: обрабатывающие предприятия должны платить в казну меньше, а сырьевые и металлурги, соответственно, больше. Правда, как это сделать, учитывая тот факт, что нефтяники уже сейчас больше всех отдают в казну — до 60% от всей выручки, — премьер не сказал. А в Минфине считают, что налоги в обрабатывающем секторе и так меньше, чем в сырьевом.

Сходная запутанная ситуация складывается и с налогом на недвижимость, который предстоит платить всем — и юридическим лицам, и физическим. Впервые идея о слиянии двух ныне действующих налогов — земельного и налога на имущество (отдельно физлиц, отдельно юридических) — была выдвинута правительством еще 10 лет назад. В 2004 году в Госдуме в первом чтении был даже одобрен соответствующий правительственный законопроект. Однако дальше дело не пошло.

Во-первых, для нового объединенного налога нужна кадастровая (то есть фактически рыночная) оценка всех объектов недвижимости. А ее завершили в этом году только 12 регионов из 83. Во-вторых, до сих пор не ясно, как надежно защитить малообеспеченные слои населения. Пока предлагается только два не облагаемых налогом вычета: 55 кв. метров городской квартиры и 6 соток дачного участка. Однако, так как в окончательном варианте конкретную ставку будут устанавливать на муниципальном уровне, есть опасность, что с остальной недвижимости возьмут по полной. Глава ФНС Михаил Мишустин недавно заявил, что в случае введения налога в Подмосковье с дачного участка в 10 соток в районе Рублевки придется платить в год до 7 тыс. рублей. По его мнению, это совсем немного для среднего класса. А пенсионеры пусть продают «дорогие» участки и покупают новые, в менее престижных районах. Но в этом случае хотя бы есть профессиональные расчеты. А вот во сколько обойдется квартира в центре города, совершенно непонятно. Если сейчас средняя платежка со стандартной «трешки» по действующему налогу на имущество пока не превышает 700–800 рублей в год, то по новому налогу это будет больше на порядок. Минимальную ставку налога на недвижимость предлагается установить в размере 0,2% от рыночной стоимости. Нетрудно подсчитать: с «трешки» в 15 млн. рублей придется платить до 30 тыс. рублей в год. А максимальную ставку хотят установить в 2% (тут уж придется раскошелиться на 10 тыс. «зеленых»).

Тем не менее власти отступать не собираются. По планам правительства, налог на недвижимость будет введен с 1 января 2013 года в первых 12 регионах, уже имеющих кадастр. Через год — повсеместно. Причина — этот налог должен стать основой для муниципальных бюджетов. В послании Медведев доложил, что местные органы власти получат таким образом до 1 трлн. рублей в год дополнительно.


Константин Смирнов

ЗА ГОСЗАКУПКАМИ ПОСЛЕДЯТ ОФИЦЕРЫ

«В первой половине следующего года взамен всеми любимого 94-го закона надо принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы», — заявил президент.

94-й закон «О госзакупках» был признан властями несовершенным еще год назад. В нем излишне детально прописывались процедуры. Например, ученые не могли купить расходные материалы (вплоть до карандашей) в ходе реализации проектов, поскольку все требовалось приобретать единовременно.

У семи бюрократических нянек бюджет без денег. Потому что закон все отдавал на откуп чиновникам и не способствовал конкуренции. В результате нарушения этого закона дали наивысший процент уголовных дел, а сам президент оценил потери бюджета в 20%.

Теперь коррупционный закон хотят заменить федеральной контрактной системой, давно разрабатываемой в Минэкономики. Ее идея в том, чтобы не чиновники следили за ценами и другими действиями коммерсантов при госзакупках, а сами бизнесмены — друг за другом в рамках конкуренции. Наработки, подготовленные сейчас, предусматривают прозрачность управления госконтрактами и публичное обоснование бюджетных проектировок на всех этапах подготовки к конкурсам. Вводится институт контрактных офицеров: следить за соответствием цен в контракте и среднерыночных будут не безликие люди из аппарата, а конкретные служащие с персональной ответственностью.


Павел Чувиляев

Сюжет:

Выборы-2011/2012

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру