Все — для блага нерусского человека

Проклятый Запад подает нам недурной пример

19 августа 2014 в 18:27, просмотров: 30724
Все — для блага нерусского человека
фото: morguefile.com

Товарищ, водивший меня по канадскому городу Торонто, вдруг радостно воскликнул:

 — А вот и она! Немедленно закажу!

«Она» — это что бы вы думали?

Мы были в одной из кафешек самой популярной сети «Тим Хортон» — канадцы называют ее своим национальным достоянием, уж и не знаю почему — там, конечно, хороший кофе, булочки и всякая выпечка, но уж «национальное достояние»?.. Я предположил, что радостный возглас товарища касался какой-то новой булки с корицей или изюмом, но он схватил со стойки какую-то анкету и начал быстро ее заполнять.

— Сегодня тут кофе по спискам? — как бы пошутил я. — Мне заполнять?

— Тебе не дадут, — злорадно произнес он. — Ты завтра улетаешь.

Оказалось, что он прав, ибо банковскую карту за один день получить невозможно, а он мечтал получить именно ее. Как и тысячи прочих посетителей «национального достояния». И понадобилось некоторое объяснение, чтобы я понял, за что идет борьба.

То, что каждая большая фирма в принципе может выпустить свою кредитную карту, те, кто был за границей, хорошо знают. Тут большая торговая или ресторанная сеть выступает как банк: заходишь в любой большой магазин (кафе) и покупаешь в нем что захочешь, а потом возвращаешь деньги. Но если ты покупаешь в той же сети — тебя ждут сюрпризы. Так вот на кредитной карте «Тима Хортона» обнаружились еще и две кнопки и две лампочки (!). Увидев мои круглые глаза, товарищ объяснил, в чем тут смысл.

Да, это кредитная карта, но!.. Во-первых, в Северной Америке пользуются в основном «Мастер-кард». А эта карта «Виза» — что редкость. И если ты, к примеру, едешь в Европу и где-то не можешь расплатиться «Мастером», то у тебя есть «Виза» — свободно плати. Далее, в эту карту вставлен еще один микрочип, который управляет двумя кнопками и лампочками. Если нажимаешь одну кнопку — то у тебя обычная кредитная карта «Виза». Когда ты ею пользуешься, тебе прямо на нее же идут бонусные очки. А когда ты потом заходишь в «Тим Хортон», то нажимаешь другую кнопку — и кредитка становится картой именно этого заведения. И выясняется, что там у тебя куча бонусных очков за покупки по «Визе» — тебе все время перечисляли какой-то процент от всех твоих трат по этой же карте. И именно из бонусных очков ты можешь брать кофе, булки и прочую всякую всячину.

Честно скажу: я был потрясен. Правда, совсем не хитроумностью этой карты — такую можно сделать и у нас, хотя у нас такую почему-то не сделали. Просто в Канаде, где власти не запрещают гражданам покупать какие-либо продукты, каждый день идет смертный бой за каждого потребителя. Поэтому «Тим Хортон» идет на большие траты, чтобы именно его клиенту было удобно и чтобы какие-то кофе и булки он потреблял бесплатно, а именно так в итоге и получается. Кстати, сама карта для потребителей тоже совершенно бесплатна.

Понимаете, в этой карте реализована мечта любого общества, которая декларировалась даже в СССР: всё — для блага человека. И изощренные современные технологии поставлены на службу обычного потребителя, чтобы ему было еще удобнее, чтобы «карта лояльности», как ее называют, не была обманным накоплением каких-то таинственных очков, которые вы можете потратить на соковыжималку, если купите в магазине бытовой техники кучу всего на миллион. А тут все просто: если ты лоялен моему кофе и булкам — то «будет тебе счастье».

Что это? Изобретательность? Хищный оскал империализма?

Конечно, нет. Это — свобода предпринимательства, когда государство, придумав «аттракцион» или поддержав идею какой-то компании, стрижет потом купоны из налогов на социальные нужды, на армию, на дороги, на медицину — кстати, в Канаде медицина бесплатна.

И тут, как выясняется, ничего невероятного и придумывать-то не надо. Просто посмотри на общедоступные современные технологии и на интерес потребителя — и ты победитель!

К примеру, если посмотреть на сам город Торонто, то, пусть на меня не обидятся мои канадские друзья, в нем ничего особого нет. Это город сложного, прямо-таки российского климата: короткое лето, а долгой зимой бывает до минус тридцати. Город лежит на равнине, а прекрасные озера никак не могут помочь заработать денег — особенно на туристах, тем более в холодное время года.

И тогда местными властями принимается простое, но гениальное решение, которое не является секретом и лежит на поверхности. Что нужно сделать, чтобы к тебе поехал турист? Нужно показать ему то, чего нет нигде. Что-то «самое-самое». Чтобы был какой-то долгоиграющий аттракцион, привлекающий туристов. И вот, еще много лет назад, Торонто строит телебашню, которая стала самой высокой в мире, обогнав Останкинскую. С обзорной площадкой, как полагается, с частично стеклянным полом, чтобы было где испугаться, с магазином сувениров и прочей атрибутикой, которая опустошает туристические карманы. И пошло-поехало! Чтобы увидеть это «самое-самое», в Торонто ринулись не только канадцы, но и американцы. А у башни их встречала касса: взрослый билет — $61,50, детский — $39,60, семейный — двое взрослых, двое детей — $99. А еще есть услуга, когда тебя надежно подцепляют, ты выходишь прямо на открытую площадку на страшной высоте и склоняешься над бездной. Склониться над бездной — это еще $89.

Понимаете, уже несколько десятков лет эта вовсе не нефтяная башня качает огромные деньги, туристы едут и едут, понукаемые детьми: где же, если не здесь, можно сделать самое крутое «селфи»? И понятно, что башня-аттракцион заставила строить «для себя» гостиницы и другую инфраструктуру.

Однако конкуренты не дремали и включились в гонку за «самое-самое»: чикагцы построили свой высоченный небоскреб-рекордсмен; потом Дубай построил «Бурдж-Халифа» — самый высокий дом-башню в мире.

Рекорд Торонто оказался побит. Коммерческая катастрофа? Не тут-то было!

«А что еще в мире наиболее популярно?» — спросили себя местные власти и бизнесмены. Ответ лежал на поверхности (воды). Что любят и взрослые и особенно дети? Конечно же, океанский аквариум! И не важно, что в Торонто озера, а не океан, — важно построить огромный океанариум с акулами и прочими чудовищами. И чтобы там был тоннель с прозрачным потолком, и чтобы там, над твоей головой, плыла акула и хищно косила на тебя глазом.

Сказано — сделано! Кровожадные капиталисты канадской средней полосы немедленно строят у себя океанариум. И знаете, где они его строят? Прямо у той самой башни! И входы — рядом. И цены — те же. И «качалка» снова работает, деньги текут в карманы капиталистов, а они исправно отдают налоги городу, который дал разрешение построить все это в самом центре экологически чистого Торонто.

Каков же вывод?

Если вдуматься, то ничего такого революционного я не рассказал. Все, что описано, легко может появиться в любом месте России, а Останкинская башня у нас в Москве уже и так есть. Но почему-то ничего нового не появляется. Почему?

У каждого может быть свой ответ. Но вот факт: уже третье десятилетие «отдыхает» ничем особенно не заполненный ВВЦ, которому вернули его советское имя — ВДНХ. Вернули, и что?

Многие десятилетия по нашей богатейшей стране гуляет идея «русского Диснейленда», но гуляет она в одном месте, а дети гуляют в другом. Но ведь строительство подобных гигантских аттракционов, среди всех стран бывшего СССР, под силу только России. Однако она занята все время чем-то другим.

Конечно, карточку «Тима Хортона» тебе могут прислать из Канады по почте, а «самый большой» океанариум можно посмотреть и за океаном.

Но просто, знаете, иногда хочется выпить русскую бесплатную чашку кофе и сквозь прозрачную крышу взглянуть в глаза именно русской акуле. И не ехать за океан.

Но «самое-самое» от нас еще очень далеко. Там же, где «всё — для блага человека».



Партнеры