Украинский кризис: минские переговоры и саммит НАТО в Уэльсе — результат и угрозы

Кто выиграет в политическом футболе?

Представьте себе такую гипотетическую ситуацию. На футбольное поле выходит две команды: сборная дворовая провинциального города и профессиональная сборная мира. Может ли первая обыграть вторую? Шансы на это ноль, а скорее, еще меньше. Но именно это произошло в пятницу, 5 сентября.

Кто выиграет в политическом футболе?
Михаил Зурабов

За «дворовую» сборную Минска выступали экс-президент Леонид Кучма (Украина), Александр Захарченко (сепаратисты), Михаил Зурабов (Россия) и Хейди Тальявини (ОБСЕ). «Сборная мира» выставила свой сильнейший состав — глав государств и правительств 28 стран НАТО во главе с капитаном, президентом США Бараком Обамой. Матч был заочным. Он проводился одновременно в Минске (Белоруссия) и Уэльсе (Британия).

После пяти месяцев ожесточенных боев и тысяч убитых минской команде удалось достичь прекращения огня. Наступила обнадеживающая тишина. В Уэльсе президент Обама так откомментировал это событие: «Я полон надежд, но на основе прошлого опыта — и скептицизма».

Мирный план, состоящий из дюжины пунктов, основанных на «семи пунктах» российского президента, помимо прекращения огня предусматривает некоторые практически шаги в сторону возвращения контроля Киева над юго-восточным районом Донбасса, который, как «намекается», будет обладать определенной автономией. В некоторых пассажах соглашение почти дословно совпадает с переложениями президента Украины Порошенко, озвученными им в июне. В понедельник минские переговорщики вновь соберутся, чтобы обсудить механизмы осуществления соглашения.

Соглашение предусматривает не только децентрализацию Восточной Украины, но и защиту русского языка, который крайние депутаты Рады хотели запретить в качестве второго официального языка страны. Руководители регионов (па аналогии с губернаторами) будут назначаться после консультаций с соответствующими районами. Соглашение обещает скорые выборы и программу со созданию рабочих мест.

Хотел было написать «гладко было на бумаге…», но вовремя остановился. В соглашении не всё гладко и на бумаге. И его осуществление помимо всего прочего сильно нуждается в удаче. «Разоружение», упомянутое в тексте, — уравнение по крайней мере с двумя неизвестными. Сепаратисты требуют полного вывода украинских войск с юго-востока, а Украина категорически против. Вряд ли все отряды сепаратистов согласятся разоружиться. Следует учитывать и психологическую атмосферу. Киев назвал сепаратистов «террористами», сепаратисты считают центральную власть «фашистами и бандеровцами». Ни та, ни другая сторона не обладают жестким контролем над всеми силами, действующими в Донбассе. Любая искра может вновь привести к пожару. По словам украинского парламентария Юрия Сиротнюка, «перемирие - не мир. Украина не отдаст Донбасс, а Россия на Донецке и Луганске не остановится».

Западные наблюдатели и аналитики тоже настроены в основным скептически. Клиффорд Капчан, директор Евразийской группы в Вашингтоне, пишет, что «перемирие не удержится. Россия хочет федерализации. Киев — только децентрализации». Капчан считает, что максимум, чего можно достичь, так это «замораживания» конфликта, как это имело место с Грузией и Молдавией.

А теперь перенесемся в Уэльс. На заключительной пресс-конференции саммита НАТО президент США, поприветствовав соглашение, заявил, что его заключению способствовали санкции Запада и шаги по усилению военного нажима. Если в отношении санкций можно еще частично согласиться с Обамой, хотя сам же Запад утверждал, что они «не произвели впечатления на мистера Путина», то в отношении второго обамовского посыла сказать то же самое никак нельзя. Как пишет «Нью-Йорк таймс», «с самого начала было ясно, что НАТО не развернет свои вооруженные силы против России в Украине, не укажет ей реального пути к членству в этом союзе». Не оказало НАТО Киеву и никакой реальной военной помощи. «Помощь была в основном моральной, — продолжает газета. — Ни одна натовская страна, не говоря о самом альянсе, не была готова передать Украине убойное оружие… Порошенко заставили заключить сделку, хорошую настолько, насколько он был способен».

Так чем же похвалялся Обама? Решением создать 4-тысячные силы быстрого реагирования (СБР). Но они будут созданы не для защиты Украины, а для защиты восточноевропейских стран НАТО. Для Украины же СБР - как горчица после обеда. НАТО подталкивало в определенном смысле Порошенко к заключению соглашения, поскольку желало поскорее умыть руки, не желая одновременно связываться с Москвой. Франция затормозила продажу России «Мистралей», но они, естественно, предназначались не для сепаратистов. Правда, натовский саммит обещал Украине 20 млн долларов (кот наплакал), когда игра была уже сделана, на второстепенные траты вроде пенсий ветеранам и лечения раненых, словно ветераны и раненные могли изменить общую картину военных действий.

И в отношении санкций саммит НАТО повел себя двусмысленно. Канцлер Германии Ангела Меркель, например, заявила, что «Европейский Союз может отменить новые санкции, если Россия выведет свои воска из Украины и будет соблюдать условия прекращения огня». (Которые она сама воплотила в реальность — М.С.) И далее: «Всё находится в состоянии текучести. Поэтому мы должны задействовать новые санкции, но при условии их отзыва, если процесс начнет реально развиваться». Такую же позицию занял и министр иностранных дел Британии Филипп Хэммонд.

Большинство членов НАТО не хотят тратить деньги не то что на Украину, но даже на свою оборону, исходя из того, что «Пушкин заплатит». То есть в данном случае –—дядюшка Сэм. Саммит в Уэльсе так и не достиг соглашения по поводу того, что члены НАТО будут соблюдать принятые ранее бюджетные обязательства — тратить на оборону 2% своего ВВП.

В коммюнике саммита о России сказано: «Мы продолжаем верить, что партнерство между НАТО и Россией, основанное на уважении международного права, будет иметь стратегическую ценность. Мы продолжаем надеяться на сотрудничество и конструктивные отношения с Россией».

Следующий саммит НАТО состоится в 2016 году в Варшаве — поближе к границам России, по-видимому, потому, чтобы было более удобно и конструктивно сотрудничать с ней на основании уважения международного права…

Ну, а президент Украины Порошенко вернулся из Уэльса в Киев с пустыми руками. Зато в Минске он получил прекращение огня. Так закончился далеко не товарищеский матч минской «дворовой» команды со сборной мира…

Настало время выхода на политическое футбольное поле иной, не «дворовой» команды…

Сюжет:

Новая Украина

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26618 от 8 сентября 2014

Заголовок в газете: Политический футбол: Минск против Уэльса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру