Мистер Обама, где вы были, что вы делали во время марша в Париже?

Отсутствие президента США вызвало бурю в Вашингтоне, но нашло понимание во Франции

В шеренге западных лидеров, которые участвовали в парижском марше протеста, не было самого главного — президента Соединенных Штатов Барака Обамы. Более того, не было никого из ведущих членов администрации США. Это отсутствие вызвало критический шторм в Вашингтоне, но «понимание» в Париже.

Отсутствие президента США вызвало бурю в Вашингтоне, но нашло понимание во Франции

Белый дом сразу же признал критику правильной. Его споуксмен Джош Эрнест заявил: «Конечно, справедливо сказать, что мы должны были послать в Париж кого-нибудь с более высоким профилем. (Вашингтон был представлен послом США во Франции Джейн Хэртли.) Мы согласны с вами», — сказал Эрнест критикам Обамы.

Но почему ни президент Обама, ни вице-президент Байден не полетели в Париж? Где они были, что делали? В прошлое воскресенье, когда более миллиона парижан вышли на бульвары своей столицы, когда около 40 президентов и премьеров выстроились в первую шеренгу марша протеста против убийства 17 человек — журналистов сатирического издания «Charlie Hebdo» и жертв захвата в кошерном супермаркете, президент Обама находился в семейных покоях Белого дома, а вице-президент Байден в своей резиденции в Вашингтоне. Ни тот, ни другой не были обременены никакими делами.

Так почему же, почему?

Да, конечно, министр юстиции Эрик Ходер прилетел на берега Сены. Но его визит был связан не с «маршем единства». Он прибыл в Париж для участия в заседании по контртерроризму, и его визит, по его же словам, не был санкционирован Обамой.

Но вот президент Франции Франсуа Олланд поспешил заявить, что он на стороне Обамы в этом споре. «Олланд сказал, что Обама всегда поддерживает Францию в их совместной борьбе против терроризма», — сообщила представительница Олланда. Она сказала также, что визит Обамы во французское посольство в Вашингтоне, где он расписался в книге соболезнований, «был, пожалуй, исключительным жестом… Внимание мистера Обамы очень важно для мистера Олланда».

Что касается пресс-секретаря Белого дома Эрнеста, то, признав промашку своего босса, он попытался оправдать ее тем, что Секретная служба просто не смогла бы успеть принять все предохранительные меры. А если бы и смогла, то «сделала бы для других людей намного сложнее принятие участия в марше. Ведь решение об его проведении было принято всего за 36 часов до его начала». Но вот 40 президентов и премьеров смогли.

В Вашингтоне отсутствие на парижском марше Обамы или Байдена считают одним примером «глухоты» президента и его белодомовского штата. Разумеется, республиканцы немедленно набросились на «глухих». Рейнс Прибус, председатель Национального комитета партии «Слона», заявил: «Отказ Обамы проявить солидарность с тремя миллионами французов просто превышает тупость даже этой администрации». (Всего во Франции на марши протеста вышли более 3,5 млн французов. — М.С.)

Сенатор от штата Техас и один из потенциальных кандидатов в президенты США Тед Круз назвал отсутствие Обамы «символическим проколом американского руководства на мировой арене. А это — добавил он, — очень опасно». Далее Круз сказал: «Наш президент должен был быть в Париже, потому что мы никогда не должны колебаться, когда нам следует быть с нашими союзниками.

Не только республиканцы, но и демократы критикуют своего президента. Бывший конгрессмен от штата Индиана, а ныне член президентского наблюдательного совета при министерстве внутренних дел Ли Гамильтон, например, говорит, что «Обама упустил возможность. В Париже произошло событие, потрясшее весь мир. А Франция — наш добрый союзник уже много десятилетий. Мы должны были более отчетливо показать наш флаг, когда наш союзник находится под прессом. Я просто удивлен».

Ну, а где был все это время госсекретарь Джон Керри — четвертый в американской иерархии после президента, вице-президента и спикера? У него было надежное алиби. В день парижского марша он находился в индийском штате Гуджарат. Он был послан в Индию для установления связи с новым руководством в Дели. Тем не менее, в четверг на обратном пути в Штаты он залетит в Париж, чтобы, говоря его словами, «с делать кристально ясным, как страстно мы себя чувствуем, когда речь идет о событиях в Париже».

А теперь вновь вернемся к пресс-секретарю Белого дома господину Эрнесту, с которого мы начали. Он сказал, что не может говорить за президента Обаму о том, испытывал ли его шеф «личное сожаление» от того, что не принял участие в парижском марше, но что его «команда понимает и признает — это выглядело плохо»...

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Франсуа Олланд, Лавров, Порошенко и многие другие на марше в поддержку жертв терактов в Париже

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру