Победили в 1945-м — победим и в 2015-м!

Лучшее возможное празднование Дня Победы — установление мира на Украине

Лучшее возможное празднование Дня Победы — установление мира на Украине

«Это радость со слезами на глазах» — написанные в 1975 году гениальные строки поэта Владимира Харитонова идеально подходят на роль символа любого Дня Победы за последние 70 лет. Но в грядущий День Победы они будут звучать особенно остро, горько и пронзительно.

9 мая 2015 года — это великий праздник, очень своевременное напоминание о том, как семь десятилетий тому назад наша страна спасла мир от превращения в сплошную зону гитлеровской диктатуры. Но одновременно 9 мая 2015 года — день, который не терпит фальши, пафоса, передергиваний и политически корректных умолчаний. День, который до болезненности выпукло высвечивает все то неправильное, что произошло в жизни единого народа-победителя за последние 15 месяцев, — гражданскую войну на Украине и ссору между двумя славянскими сестрами.

Особенность профессионального политического журналиста состоит в том, что он в любой момент времени способен создать убедительный текст на практически любую политическую тему. Но бывают события настолько масштабные, комплексные и эмоционально заряженные, что весь твой привычный словарный запас оказывается слишком бедным для их достойного описания.

У тебя есть что сказать. Ты уверен в правильности своих мыслей. Но когда ты пробуешь перенести их на бумагу, у тебя получается что-то недостаточно яркое и недостаточно убедительное. Именно с таким феноменом я столкнулся в преддверии 70-летия Великой Победы.

О политическом значении этого праздника на фоне нынешней исключительно сложной международной обстановки я начал думать задолго до прихода майских дней. Думал — и так до сих пор и не закончил думать.

У меня есть стопроцентная уверенность, что сейчас мы переживаем некий символически очень важный, даже монументальный момент своей истории. Но у меня нет убедительных и адекватных слов, чтобы описать всю важность и монументальность этого момента. И мне кажется, что в этом своем ощущении я не одинок. Нечто подобное переживает и вся страна.

День 9 Мая 2015 года Россия, с моей точки зрения, встречает в состоянии очевидного эмоционального подъема. Мы гордимся своим прошлым. Мы уверены в своей моральной правоте. И чем ближе сам день праздника, тем меньше нас трогает то обстоятельство, что большинство западных лидеров решили проигнорировать торжества в Москве.

Но не менее явственно, чем эмоциональный подъем, я чувствую и переживаемое сейчас страной состояние внутреннего эмоционального разрыва. И дело здесь совсем не в вездесущей рекламе, которая восприняла День Победы просто как еще один «маркетинговый повод» и пытается опошлить все вокруг. Возможно, я ошибаюсь. Но мне кажется, что дело здесь в некоем подспудном чувстве вины основной массы нынешнего населения РФ перед предыдущими поколениями. Поколениями, которые ценой неимоверных жертв и страданий подарили нам мирную жизнь — ту самую мирную жизнь, которой нынешние поколения политиков не смогли грамотно распорядиться.

Время притупляет боль, заставляет нас привыкнуть ко всему — даже к ужасам. С момента начала ужасов на Украине минуло уже больше года. Но происходящее в этой стране — по-прежнему боль в сердце для каждого из нас. И боюсь, что для многих торжества в День Победы сделают эту боль даже еще более невыносимой. Однако боль — это не просто страдание. Боль — это самый мощный стимул к переменам, который знает человечество. А боль в День Победы и вовсе удваивает ее позитивный потенциал.

В июне 1941 года народы России и Украины — как и все народы Советского Союза — находились в неизмеримо более худшем положении, чем они находятся сейчас. На нас напал страшный, чудовищный, жестокий враг, остановить которого на тот момент еще никому не удавалось. И с этим врагом мы фактически были один на один.

Единственная крупная страна, которая на тот момент была в состоянии войны с Гитлером, — Великобритания — сама находилась в отчаянном положении и не вела особо активных боевых действий. Америка демонстрировала решимость остаться в стороне и не ввязываться в драку. Оккупированная немцами Европа не просто не восставала против нацистов, а стала для них мощным источником рекрутов. Знаете ли вы, например, солдаты какого подразделения были в числе последних защитников берлинского бункера Гитлера весной 1945 года? Это были французы из дивизии СС «Карл Великий».

И вот эту нечеловеческую мощь наши народы сумели каким-то образом победить. Неужели эти же самые народы не смогут победить и сейчас — в момент, когда единственным «врагом» России и Украины являются лишь их внутренние распри и разногласия?

День Победы 9 Мая — это не рядовой праздник из разряда тех, которые можно отметить и забыть. День Победы — это Праздник с большой буквы. Праздник, в котором заключен неимоверный эмоциональный, моральный и политический потенциал. Общая Победа — это то, что нас объединяет, то, что может и должно быть использовано для залечивания свежих ран.

Пока, правда, в отношении использования «энергии Победы» Россию очень сильно опережают ее «оппоненты». Если выражаться уж совсем по-простому, то Победу у нас активно пытаются украсть. Нам рассказывают, что это Советский Союз, оказывается, развязал Вторую мировую войну, что СССР был верным союзником Гитлера, и то, и другое, и прочее. И рассказывают, надо признать, мастерски — с указанием на реальные факты сталинских преступлений или на двусмысленные советско-германские дипломатические договоренности 1939 года.

Как следует относиться к этим фактам? Как к фактам, которые возможно правильно воспринять только в контексте других фактов. Таких, например, как повальное восхищение членов британской политической элиты Гитлером в первые годы его правления. Дэвид Ллойд-Джордж, политик, который в свою бытность премьер-министром привел Англию к победе в Первой мировой войне, британский король Эдуард VIII, крупнейший владелец СМИ лорд Ротемир — все эти и множество других крупнейших лондонских фигур были очарованы фюрером и осыпали его публичными комплиментами.

И это только начало потока неопровержимых фактов, о которых сейчас стесняются говорить оппоненты России. В 1936 году демократически избранные правительства Англии и Франции упустили шанс в зародыше подавить агрессивные устремления Гитлера. Согласно реконструированной историками хронике событий, введя в нарушение всех договоренностей войска в Рейнскую область, фюрер несколько суток трясся от страха.

Гитлер не был готов к прямой конфронтации с Лондоном и Парижем. Если бы те дали Берлину решительный отпор, то Германию с очень большой долей вероятности ждала бы смена власти. Но премьер Британии Стэнли Болдуин и премьер Франции Альбер Сарро не сделали ничего. И это стало прямым прологом к началу Второй мировой войны.

Демократически избранные политики в Лондоне и Берлине отчаянно трусили — и это наполняло Гитлера с его нюхом дикого зверя уверенностью в своей неуязвимости. А еще в политических элитах стран Запада видели в фюрере «полезный противовес» коммунистическому режиму в Москве и очень надеялись, что Гитлер силовым путем решит «советскую проблему». Это не мои домыслы. Это выводы, к которым раз за разом приходят все серьезные историки.

Поэтому нет у Запада морального права в чем-нибудь нас обвинять. Россия эту Победу заработала. Россия эту Победу никому не отдаст. И Россия непременно должна одержать еще одну Победу — Победу в виде прочного мира на Украине.

Используя в отношении ситуации на Украине военный термин «победа», я ни в коем случае не призываю к наращиванию конфронтации с кем бы то ни было. Я призываю к противоположному — замирению на основе взаимного учета интересов Украины и Донбасса, России и Запада. Да, мы и наши главные союзники по Второй мировой войне празднуем День Победы в разные дни. Для них годовщина капитуляции гитлеровской Германии — 8 мая. Для нас — 9 мая.

Но так ли они важны, эти мелкие исторические частности, ставшие результатом давно забытых политических маневров и интриг? Главное — не разница в датах. Главное — это то, что в нужный момент мы отбросили все свои прошлые политические разногласия, объединились в борьбе с общим страшным врагом и совместно его победили. Несмотря на разницу в дате празднования, Победа над Гитлером у нас общая.

И если прочный мир на Украине действительно наступит в обозримом будущем, то это тоже может стать результатом только нашей новой общей Победы. Национальные интересы России, национальные интересы Украины, национальные интересы стран НАТО — если отбросить все наносное, то между ними нет неразрешимых противоречий. Есть лишь видимость таких противоречий — иллюзия, созданная разными политиками, нацеленными на конфликт.

Вот почему я верю в возможность нашей новой общей Победы. Вот почему я надеюсь, что празднование 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне пройдет уже на совсем ином эмоциональном фоне.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру