– Вопрос отмены визового режима давно обсуждается, и примерно в одной тональности: возможность есть, но надо выполнить определенные требования. Если же сейчас заявляется о том, что Украина эти требования выполнила, возникает вопрос: что мешает принять решение, а не откладывать этот вопрос. Я рассматриваю заявление Еврокомиссии как, своего рода, утешительное для Украина последние новости, с целью поддержки ее нынешнего руководства. Потому что социальное напряжение в стране нарастает, как и борьба между различными партийными группировками... Согласитесь, если рейтинг украинского премьера среди населения составляет всего 1%, трудно квалифицировать это как всенародную поддержку. Соответственно, необходимы некие внешние «вбросы», способные поддержать его авторитет, авторитет президента Порошенко. И один из инструментов для этого — заявления относительно визового вопроса.
– Какие у ЕС есть механизмы для ограничения свобод передвижения украинских граждан даже при отмене виз?
– Визовый вопрос имеет множество оттенков. Дело в том, что, например, в случае с США вы легко можете получить туристическую визу, но, наверное, столкнетесь с трудностями при получении визы для обучения или трудоустройства. Я привел американский пример, потому что такая же схема действует в Евросоюз - ЕС: визы могут быть отменены для туристических поездок, но, скажем, вопрос о трудоустройстве будет оговариваться отдельными условиями. Возьмем Болгарию и Румыния: они состоят в ЕС, но в Шенгенскую зону не входят, и свободно передвигаться и устраиваться на работу не могут. Более того, им прямо говорят, что ожидать подвижек в этом вопросе не стоит. На этом фоне эйфория, возникающая, возможно, в украинских СМИ, или генерируемая властями страны, звучит, по меньшей мере, наивно.
Сейчас наибольшая трудовая миграция — в Чехии и Словакии. Несмотря на то, что это члены ЕС и формально Брюссель не предоставлял безвизового режима для них, эти страны охотно пускают граждан Украины, поскольку могут принимать их на работу с пониженной зарплатой, и, соответственно, без социального обеспечения.
Заявления о безвизовом режиме с Украиной я бы также рассматривал как одно из звеньев в череде фактов, среди которых и продление санкций против России, и «обновление» санкций со стороны США, и срыв Еврокомиссией переговоров по зоне свободной торговли.
Больше всего отмену виз с Украиной форсирует Польша, поскольку она заинтересована в притоке дешевой нелегальной украинской рабочей силы. И, конечно же, это рассматривается как рычаг воздействия на Россия.
– Вы упомянули Польшу, как инициатора отмены виз с Украиной, а можно ли выделить страны ЕС, которые против подобного развития событий?
– Дело в том, что Украина является элементом восточной политики ЕС, так называемого «Восточного партнерства». Когда эта программа принималась, ее откровенными противниками выступали Италия, Франция, Германия поначалу колебалась. Речь, как мы видим, идет о странах, олицетворяющих ЕС. Их позиция на тот момент заключалась в том, что «Восточное партнерство», в том числе и на украинском направления, должно быть предметом предварительного обсуждения с Россией. Противниками такого подхода были Жозе Мануэл Баррозу, председательствовавший тогда в Еврокомиссии, и верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон. Соответствующее обсуждение с участием России тогда не состоялось, ситуация перешла в конфликтную фазу, о чем предупреждали в Москва, и весь украинский кризис возник из-за этого. Все эти настроения сохранились и упомянутые страны позицию свою не изменили, до сих пор придерживаясь того, что проблемы могут быть решены только в ходе диалога с Россией: мы слышали, как Италия заявляла о необходимости обсуждения вопроса антироссийских санкций на уровне глав государств, а не постпредов.
– При обсуждении отмены визового режима акцент чаще всего делается на политической составляющей. А есть ли для ЕС практический смысл в подобном шаге?
– Есть точка зрения, которую очень любят разрабатывать американские эксперты. Она заключается в том, что рост коммуникации между странами повышает обоюдный деловой интерес государств друг к другу, улучшает инвестиционный климат... Ожидать притока украинских инвестиций в Западную Европу не приходится — тем более, никто не мешал осуществлять это и ранее. Что касается инвестиций на Украину — я бы на месте западных стран не спешил с подобными шагами, учитывая как неустойчивую политическую ситуацию, так и экономические проблемы, включая обширные внешние долговые обязательства. Поэтому в данном случае заявления носят характер лозунгов и политического поощрения – экономических выгод ни для одной из сторон тут не предвидится.
– Пример отдельных стран: уже упомянутых Болгарии и Румынии, Молдавии, – негативный, прямо скажем, опыт для ЕС, – может ли повлиять на принятие или непринятие решения об отмене виз с Украиной?
– Теоретически, да. Вы правильно отметили, что опыт негативный – ничего позитивного он не принес. Я не сталкивался ни с какими данными о том, что отмена виз для Молдавии, например, улучшила экономическую ситуацию внутри нее или привела к инвестициям с молдавской стороны в экономику западноевропейских стран.