Ожидаемое решение

С чем связано предложение президента РФ оставить Юрия Чайку на посту генпрокурора

Завтра Совет Федерации РФ рассмотрит вопрос о переназначении Юрия Чайки на должность генерального прокурора на очередной пятилетний срок. Недавно с предложением оставить его на посту главы Генпрокуратуры выступил президент Владимир Путин. Главный прокурор бессменно руководит ведомством с 2006 года, и нет сомнений, что сенат согласится с решением президента. Первопричина – очевидные для многих результаты деятельности надзорного ведомства, которые связывают с именем генпрокурора.

С чем связано предложение президента РФ оставить Юрия Чайку на посту генпрокурора

Эффективные коммуникации

Когда предпринимаются попытки оценить работу Генпрокуратуры, в первую очередь на ум приходят громкие коррупционные дела, в расследовании которых роль ведомства оказалась ведущей. Памятны прошлогодние уголовные дела, возбужденные в отношении Вячеслава Гайзера, экс-главы Республики Коми и других высокопоставленных чиновников региона, а также бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, обвиняемого в получении взяток, самая крупная из которых — 5,6 млн долл. Недавно Южно-Сахалинский городской суд обратил в доход государства имущество Хорошавина на сумму более 1,1 млрд руб. Экс-чиновник, его жена и сын так и не смогли объяснить происхождение дорогостоящего имущества, по стоимости в разы превышающее их совокупный доход. Причем суд принял такое решение, не дожидаясь приговора Хорошавину. Это стало возможным благодаря расширенным полномочиям прокуроров, которые еще во время расследования могут обращаться в суды с исками о взыскании денежных средств и имущества в пользу государства. Как выясняется, спасения от зоркого прокурорского ока нет и за границей, куда предпочитают бежать многие проворовавшиеся чиновники и бизнесмены всех калибров. Еще в 2010 году в страну вернулись свыше 52 млн долл., которые постановлением Федерального судебного ведомства Швейцарской Конфедерации были переведены на счет «Аэрофлота» в порядке возмещения ущерба, причиненного Борисом Березовским. Эти деньги выводились из компании в 1996—1998 гг. посредством сделок между «Аэрофлотом» и подконтрольной Березовскому швейцарской фирмой «Андава».

Процесс возвращения похищенных средств из-за границы, действительно, не быстрый. Однако в последние годы ведомству Чайки удалось наладить более эффективное взаимодействие с правоохранительными органами других стран. Так, в 2012 году Генпрокуратура добилась от Княжеского Земельного суда Лихтенштейна решения об аресте счетов (более 10 млн долл.) Андрея Бородина, бывшего президента и совладельца «Банка Москвы», обвиняемого в многомиллиардном хищении средств у банка. В прошлом году Швейцария заморозила счета Бородина и еще одного топ-менеджера кредитной организации уже на сумму 361 млн долл.

Во Франции в течение 2,5 года под стражей находится бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов, обвиняемый в хищении свыше 11 млрд руб. у предприятий ЖКХ и из бюджета Подмосковья. Ожидается, что скоро французские власти примут решение о выдаче экс-чиновника. Кроме того, Генпрокуратура достигла договоренности с коллегами об аресте и последующей реализации в пользу России принадлежащих Кузнецову квартиры в Париже и виллы в Сен-Тропе общей стоимостью 20 млн евро.

Успехи ведомства на международном уровне специалисты связывают прежде всего с фигурой самого генпрокурора. По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, Юрий Чайка «за последнее время демонстрировал достаточно высокую эффективность в коммуникациях со своими иностранными коллегами по возвращению похищенного имущества из Российской Федерации». «А мы знаем, что у России ранее регулярно возникали проблемы с коммуникацией с другими странами, с их силовыми структурами», — добавил он.

На стороне закона

Это далеко не все резонансные расследования. В простых россиян такая деятельность ведомства Юрия Чайки вселяет надежду на то, что и их, скромные в масштабах государства, проблемы будут решены.

Согласно данным Генпрокуратуры, ежегодно в ее органы обращаются все больше граждан. За пять лет количество жалоб увеличилось почти в два раза, составив в 2015 году более 5,5 млн. Из них 80% рассматриваются непосредственно прокурорами. Как результат, в прошлом году около 636 тыс. чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности, 302 тыс. — к административной, возбуждено почти 25 тыс. уголовных дел, в суды направлено свыше 770 тыс. исков на общую сумму 28 млрд руб. Только по задержкам и невыплате зарплат прокуроры привлекли более 50 тыс. работодателей и завели 544 уголовных дела. На последней коллегии надзорного ведомства его глава призвал подчиненных быть более бдительными, решая вопросы с задолженностью перед работниками, которая, по его словам, на конец 2015-го превысила 4 млрд руб. и с начала года выросла еще на 760 млн руб.

Перебои с зарплатами и общее сокращение доходов граждан тянут за собой падение покупательской способности, но это не уменьшает количества нарушений в сфере торговли. Серьезные манипуляции с ценами начались еще в 2014 году, когда против России ввели санкции. Тогда прокуратура отреагировала оперативно – рейды в торговые точки, в том числе в аптеки, восстановили потребителей в правах. В марте 2015-го ведомство одновременно проверяло крупнейшие торговые сети по всей стране, благодаря чему ценники в «пятерочках», «ашанах» и «дикси» были зафиксированы.

К сожалению, окончательно решить проблему не удается до сих пор. Но Генпрокуратура продолжает бороться с той же фармацевтической мафией, по вине которой растут предельные отпускные цены производителей, а с полок аптек вытесняются дешевые отечественные препараты. В прошлом году ведомство добилось, чтобы в Волгоградской области, Краснодарском и Ставропольском краях приняли меры по обеспечению необходимыми лекарствами маленьких детей и дорогостоящими препаратами — тяжелобольных жителей этих регионов. В Республике Башкортостан и Санкт-Петербурге исправили ситуацию с превышением предельного размера торговых надбавок на детское питание.

В прошлом году прокуроры помогли восстановить права многих малообеспеченных граждан — многодетных семей, сирот, инвалидов. Многодетные родители получили обещанные земельные участки, компенсации на питание детей школьного возраста — в одной только Республике Калмыкия оплату на питание возместили 900 семьям. Всего было устранено около 3 тыс. нарушений.

Сейчас прокуратура вплотную занялась наведением порядка на рынке кредитования, особенно микрофинансирования, а также в коллекторских службах. Об их деятельности, фактически не регулируемой законом, стало широко известно в прошлом году. Генпрокуратура выяснила, что многочисленные нарушения в этой сфере связаны с отсутствием контроля со стороны уполномоченных органов в отдельных регионах, например, в Приморском крае, Курганской, Омской, Ростовской областях. О своих надзорных функциях забыли и территориальные органы Роспотребнадзора в республиках Адыгея, Дагестан, Ставропольском крае, Курской, Рязанской областях и других регионах. На местах были случаи, что виновные освобождались от ответственности. Всего же в 2015 году прокуратура нашла более 12,6 тыс. нарушений закона и собирается далее принимать дополнительные меры, чтобы действовать эффективней.

Интерактив в помощь

Конечно, сухие цифры статистики мало что скажут тем, кому, к счастью, еще не было необходимости обращаться в прокуратуру. Специалисты же за ними находят смещение приоритетов Генпрокуратуры в социальном направлении. «К традиционным приоритетам — борьба с преступностью, обеспечение безопасности и т.п. — добавились еще и аспекты, связанные с социальным здоровьем общества», — отметил первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. В том числе этим эксперт объясняет решение Путина о переназначении Юрия Чайки. «Генпрокурор воспринимается президентом как человек, который способен решать значительные задачи в таких общественно значимых сферах, как защита работников от невыплат зарплат, проблема ветеранов, защита малого и среднего бизнеса от излишних проверок», — считает Макаркин.

В самой Генпрокуратуре сокращение количества надзорных проверок бизнеса связывают в том числе и с тем, что заработал Единый реестр проверок. «Данная информационная система призвана повысить уровень защищенности хозяйствующих субъектов в ходе контрольно-надзорных мероприятий, обеспечить гласность и прозрачность их проведения», — объяснили в ведомстве. Однако проверки, признают в Генпрокуратуре, далеко не единственная проблема. Прокурорского вмешательства требуют случаи, когда государственные и муниципальные заказчики задерживают оплату выполненных предпринимателями обязательств по госконтрактам. К концу прошлого года такие долги превысили 25 млрд руб. Административное и дисциплинарное наказания понесли более 600 госслужащих. Ситуацию вроде бы удалось переломить, но расслабляться в надзорном ведомстве не собираются.

Все чаще представители бизнеса жалуются на административные барьеры в сфере земельных отношений. За 2015 год прокуроры насчитали 500 незаконных проверок, проведенных органами земельного контроля. Серьезная проблема — и уголовное преследование предпринимателей. Только в прошлом году прокуратура отменила более 2,2 тыс. постановлений о возбуждении уголовных дел об экономических преступлениях. Нарушения в этой сфере в ведомстве объясняют незаконными действиями правоохранителей, злоупотребляющих своими служебными полномочиями, и берут ответственность за изменение ситуации на себя. Юрий Чайка так и сказал подчиненным на последней коллегии Генпрокуратуры: «Требую проверять, буквально под микроскопом, законность возбуждения уголовных дел в отношении бизнесменов».

Призыву главы государства перестать «кошмарить» бизнес должна способствовать, по мнению Генпрокуратуры, и рабочая группа по мониторингу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, относительно недавно созданная на площадке президентской администрации. Не лишним будет и прямой диалог с бизнесом, а также с гражданским обществом, который ведомство в последние годы плодотворно налаживает. Такая работа, по словам Алексея Макаркина, проводилась и раньше, а сейчас активизировалась. Политолог считает, что это связано не только с поручением президента, но и с позицией руководства Генеральной прокуратуры. «Жить исключительно внутри своего профессионального сообщества сейчас уже невозможно, — уверен эксперт. — Общество становится все более открытым, ему требуется большее количество информации, а самой прокуратуре необходима обратная связь». С тем, что усилившееся взаимодействие с общественностью повышает открытость прокуратуры и доверие к ней, согласен и Евгений Минченко. Как элемент открытости он назвал повышение информированности граждан о результатах деятельности ведомства. «Любые формы интерактива с населением должны поощряться», - считает Минченко. По мнению политолога, одной сухой статистики явно недостаточно для того, чтобы результативность работы Генпрокуратуры по достоинству оценили не только руководство государства, но и простые граждане.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру