Как Памфилова с крепостным правом борется: новый вираж открепительной карусели

Центризбирком не может разобраться, можно ли жить по закону, которого он так добивался

Центризбирком продолжает «мозговой штурм» на тему: есть ли жизнь после открепительных удостоверений. Этому были посвящены заседания и совещания последних двух дней, с которых приходила самая разнообразная и порой парадоксальная информация. Глава ЦИК Элла Памфилова сначала сравнила старую практику, когда проголосовать можно было только по месту прописки или же получив открепительное, с крепостным правом. Поэтому теперь проголосовать может каждый где захочет. Но немногим позже она же сказала, что, возможно, открепительные заменят на марки, которые все равно нужно будет получать в избирательной комиссии по месту постоянной регистрации. И получился какой-то абсурд: ну если открепительное формата A-5 просто превращается в марку меньшего размера, то «крепостного права» это не отменяет. И государству сплошные убытки: марка стоит дороже, чем бланк. «МК» попробовал разобраться, что происходит.

Центризбирком не может разобраться, можно ли жить по закону, которого он так добивался

Президент назначил Эллу Памфилову членом ЦИК за считаные недели до прошлых сентябрьских выборов. При этом было ясно, что комиссия выберет ее председателем. Что называется, с корабля на бал. И выборы в Госдуму вышли не самыми удачными с точки зрения явки избирателей. Меньше чем обычно пришло голосовать. Да и подозрения в фальсификациях-«каруселях» тоже возникали. То есть глава ЦИК попала под двойной прессинг: и народ не пришел, и подозрения есть. Естественно, Элла Александровна начала собирать экспертные оценки на тему: почему так вышло? И главным виновником оказались открепительные. Именно из-за необходимости их получать перед командировкой не смогли проголосовать до 20 миллионов человек. И из-за них же кое-кто (хоть это и не доказано) проголосовал многократно. После экспертного обсуждения Памфилова сделала законодателям несколько предложений по модернизации избирательной системы. Они откликнулись и практически молниеносно внесли в Госдуму поправки в законы о выборах. В том числе — об отмене открепительных. И также стремительно приняли их в первом чтении. С космической скоростью. И было это в День космонавтики. А вот как быть дальше — депутаты не сказали.

Вот как описывает ситуацию начальник Управления международных связей и информации ЦИК Юлия ФЕЛОНИНА:

— В поправках к закону, которые внесли Клишас и Широков и уже принятых Госдумой в первом чтении, сказано, что механизм реализации должен предложить ЦИК. Поэтому члены ЦИК предложили для общественного обсуждения ряд вариантов. Один из них связан с тем, что каждый избиратель может просто прийти в любую территориальную избирательную комиссию и прикрепиться к любому участку. Но есть риск злоупотреблений. Поэтому есть другой вариант, который связан с получением марки как дополнительной степени защиты. Но окончательного решения еще нет. Самое главное, чтобы к обсуждению активно подключились территориальные избирательные комиссии, на которых и лежит главная ответственность за внесение избирателей в списки.

— То, что открепительные удостоверения нужно отменить, — это правильно. Но не потому, что они были предметом фальсификаций (шумиха об этом немного надуманна), просто они усложняли реализацию избирательного права, — сказал «МК» руководитель совета председателей территориальных избирательных комиссий Владимир ЮРЬЕВ. — Нужно упростить включение гражданина в список избирателей в любой точке страны. Проблема в том, что это могут сделать только системные администраторы, которые располагаются в территориальных и республиканских комиссиях. В ручном режиме. Если количество голосующих возрастет на 20 миллионов, то программисты просто могут не успеть. Я думаю, что нужно включить автоматизацию и довести систему ГАС «Выборы» до каждого участка. Человек пишет заявление о желании проголосовать на участке, предъявляет свой уникальный номер, допустим, — номер СНИЛС, который не привязан к месту жительства, и автоматически вносится в список избирателей. И автоматизированная система не позволит этому номеру зарегистрироваться и проголосовать на другом участке.

— А почему ГАС «Выборы» до сих пор не довели до каждого участка? Это так сложно?

— Веб-камеры работают, трансляцию с любой из них посмотреть можно, компьютеры есть в каждой школе. То есть все не сложно. Но ГАС «Выборы» не связана с Интернетом, это — отдельная сеть. Может быть, стоит взять пример с банков. Они же работают через Интернет, и ничего страшного. И деньги не пропадают. Значит, ничего плохого не будет, если и избирательная электронная база пойдет через Интернет. Тогда все будет очень просто, избиратель сможет проголосовать откуда хочет, и это не потребует больших денег.

— После принятия закона в первом чтении члены ЦИК сделали массу предложений, в том числе и спорных. С вашей точки зрения, они просто растерялись? Не ожидали, что законодатели примут поправку, не подкрепленную никакой теоретической проработкой?

— Для того чтобы знать что делать, законодатели и члены ЦИК должны посоветоваться с теми, кто работает в «самом низу», в участковых и территориальных комиссиях. Они бы сказали, как улучшить процесс. Но на все конференции и обсуждения они не приглашаются. Там есть чиновники, общественные деятели, комиссии субъектов Федерации. А тех, кто работает на земле, не приглашали и не приглашают. Не у тех спрашивают.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27383 от 28 апреля 2017

Заголовок в газете: Как Памфилова с крепостным правом борется

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру