Показанный на прошлом параде беспилотник «Корсар» не долетел до армии

Авиапром в очередной раз подвел военного заказчика

Российская армия может похвастать уникальными системами оружия, которого нет ни у кого. Например, гиперзвуковыми комплексами «Кинжал» или «Авангард». Но в некоторых системах вооружения мы по-прежнему в роли догоняющих. Например, в области беспилотников, в том числе ударных. Тем обиднее каждая неудача с дронами. Теперь родную армию подставило входящее в состав Концерна «Вега» рыбинское КБ «Луч», разрабатывающее беспилотник «Корсар». Показанный на прошлом параде на Красной площади дрон «завис» в разработке. «МК» с экспертами разбирался в причинах срыва гособоронзаказа на беспилотник с пиратским названием.

Авиапром в очередной раз подвел военного заказчика
Фото: Министерство обороны РФ

В числе новинок парада 9 мая в прошлом году был беспилотник самолетного типа «Корсар», а также дрон-вертолет «Катран». Их провезли по брусчатке Красной площади на грузовиках. Военные объяснили, что полеты беспилотников, в отличие от пилотируемых самолетов и вертолетов, над жилыми застройками запрещены.

Сообщалось, что «Корсар» и «Катран» предназначены для огневой поддержки при выполнении специальных задач, ведения разведки в радиусе 120 км, наблюдения боевой обстановки, фото- и видеосъемки с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры. Размах крыла «Корсара» составляет 6,5 метра. Его масса - 200 кг, а максимальная скорость — 150 км/ч.

Объясняя «наземный» показ новых беспилотных аппаратов, замминистра обороны по вооружению (сегодня вице-премьер РФ. - «МК») Юрий Борисов сказал телеканалу «Звезда»: «Чтобы не было иллюзий или мнения, что у Вооруженных сил только два типа беспилотных средств, мы именно поэтому показали две последние разработки - «Корсар» и «Катран». «Катран» - это вертолетного типа, а «Корсар» - это класс ближе даже к оперативному назначению беспилотного средства, который вот буквально свеженький, он недавно закончил государственные испытания, и мы серийно будем закупать».

Однако разработчик «Корсара» - рыбинское КБ «Луч» - эти военные планы разрушило. Испытания дрона не завершены. В серийное производство он не пошел. Армии не поставляется. Виной тому — проблема с двигателем для «Корсара».

С компактными надежными двигателями для беспилотников в России беда. По большому счету их никто не производит. КБ «Луч» взяло в подрядчики по силовой установке для своего «Корсара» рыбинскую фирму «Итлан». Она должна была создать отечественный двигатель на базе итальянского. И вроде бы даже создало.

Как сообщили «МК» в компании «Итлан», готов один экземпляр двигателя, есть в металле задел еще на 4 двигателя. Детали для них отлиты, но в металлообработку их не отдают. Испытаний тоже никаких не ведется. Причина банальна - по утверждению представителей «Итлана», генеральный подрядчик — КБ «Луч» - не расплатился с подрядчиком за уже выполненные работы. Пока стороны сутяжничают в суде по поводу нескольких миллионов рублей, «Корсар» не отрывается от земли.

-Все графики сорваны из-за того, что нет комплектующих от «Луча». По двум позициям: система генерирования и электронный регулятор, - рассказал представитель «Итлана». - Агрегатов от них нет.

В работе над движком для «Корсара» рыбинцы столкнулись еще с одной характерной ситуацией. Закупленные в Италии образцы силовых установок, на базе которых и предполагалось создать отечественный аналог для «Корсара», оказались бракованными. Обещанный гарантийный ресурс они при испытаниях не выдерживали, ломались. Наши разработчики усмотрели в этом злой умысел. Но поправить ситуацию за счет отечественных агрегатов долго не могли. Пока не взяли отечественный электронный блок управления от снегоходов.

Фото: Министерство обороны РФ

Вот как прокомментировал «МК» бедственную ситуацию с «Корсаром» эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов:

-В целом, проблема с отечественными двигателями для малой авиации и для беспилотных летательных аппаратов является одной из существенных в российской авиационной индустрии. К сожалению, складывается впечатление, что на государственном уровне это «слабое место» или не замечено, или не осознана значимость проблемы. Те работы, что в данном направлении ведутся, реализуются не большими компаниями, интегрированными в состав сформированной для организации подобной деятельности и обладающей соответствующими ресурсами Объединенной двигателестроительной корпорации, а, как правило, небольшими частными фирмами. Причем либо в инициативном порядке, либо по заданию компаний-разработчиков систем беспилотных летательных аппаратов.

Эксперт напомнил, что АПД-45 - двухтактный бензиновый двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением и горизонтальным оппозитным расположением цилиндров - был создан для «Корсара» компанией «Итлан». Прототип двигателя был впервые показан общественности во время Дня инноваций министерства обороны РФ в 2015 году.

АПД-45 создан на основе итальянского двигателя Zanzottera 498, который использовался на беспилотниках тактического класса. В частности, на израильском Aerostar компании Aeronautics Defense Systems. Работы по АПД-45 велись в целях замещения импортных аналогов и были нацелены на применение на беспилотных аппаратах аналогичной размерности.

-В России в данном классе беспилотников реализуется проект создания аппарата «Корсар», работы по которому ведет входящее в состав концерна «Вега» КБ «Луч» из Рыбинска. Судя по всему, работы по комплексу еще не завершены, и он еще не изготавливается серийно. Возможно, одним из проблемных моментов на пути его создания являются сложности с двигателем, - предположил эксперт.

Ранее сообщалось о проблемах с другим ударным дроном для Минобороны — тяжелым беспилотником «Альтаир». Он тоже вовремя не был сдан заказчику. Для решения вопроса проект передали от казанского КБ имени Симонова в Уральский завод гражданской авиации.

Концерн «Вега», кстати, имеет в истории работ по беспилотной тематике не очень хороший эпизод. Лет десять назад в СМИ просочилась информация о том, что при работе над дронами нового поколения были безрезультатно истрачены миллиарды рублей. Сегодня, конечно, ситуация иная. Никто «под воздушные проекты» денег авансом не дает. Напротив, за срыв гособоронзаказа можно еще и нарваться на крупные штрафные санкции. Хотелось бы верить, дрон с пиратским названием не введет своих разработчиков в крупные издержки и «Корсар» все-таки оторвется от «грешной земли».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27956 от 19 апреля 2019

Заголовок в газете: «Корсар» в полет не вышел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру