Эксперт рассказал о причинах краха проекта ударного военного беспилотника

Конструкторы тяжелого дрона ошиблись в финансовых расчетах

Беспилотную авиацию России постигла горькая неудача. Крахом закончились планы построить для российской армии тяжелый ударно-разведывательный беспилотник «Альтаир» или «Альтиус-М» массой 5-7 тонн. У нас таких дронов до сих пор нет, в отличие от армий США или Китая. Разработчик - казанское КБ имени Симонова - не смогло довести проект до конца. Судьба «Альтаира» теперь в руках Уральского завода гражданской авиации. «МК» узнал у эксперта, почему так произошло и что будет с проектом в дальнейшем.

Конструкторы тяжелого дрона ошиблись в финансовых расчетах
Автор: SteSus85.

Неудача тем обиднее, что конструкторы создали летные образцы тяжелого беспилотника. Они периодически попадали в объективы камер, а затем в интернет. Но выйти на уровень технологий, которыми уже лет 15-20 обладают США, нам не удалось. Американские тяжелые дроны MQ-1 Predator уже давно ведут стратегическую разведку на большую дальность и наносят удары по целям в Ираке, Афганистане. Чего же не хватило нашим разработчикам и сможет ли Россия догнать конкурентов? На эти вопросы «МК» ответил главный редактор интернет-портала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

- Как мне кажется, основная причина закрытия темы – нехватка средств на ее реализацию, - сказал Денис Федутинов. - Около года назад ОКБ имени Симонова выходило с предложением конверсии данной программы. На базе изначально военной разработки предлагалось создать гражданский вариант беспилотного летательного аппарата, который, в частности, мог бы быть использован для мониторинга северных районов, включая северный морской путь, районы размещения объектов энергетики в Арктике и т.д. Но, видимо, бизнес-проект не сработал.

По мнению эксперта, предпринятые казанской фирмой действия являлись «косвенным свидетельством того, что разработчики нуждались в инвестициях».

- Причина дефицита средств на реализацию проекта, на мой взгляд , лежит в изначально неверной оценке возможных расходов по данной теме, а также имеющихся рисков как технического, так и политического плана, - сказал Денис Федутинов, намекая на западные санкции, существенно ограничившие возможность российских оборонных компаний приобретать передовые западные технологии и нужные комплектующие.

Российское военное ведомство, которое финансирует проект с 2011 года, долго терпело срыв плановых заданий, но, в конце концов, терпение лопнуло. Поскольку задача получить в свое распоряжение тяжелые ударные беспилотники, которые позволяют принципиально снизить риски потерь среди летного состава при выполнении наиболее сложных боевых задач, никуда не делась, пришлось искать нового исполнителя. Очевидно, посчитали, что работу можно поручить Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА).

- При этом до настоящего времени компания УЗГА никак не ассоциировалась с созданием новых систем с беспилотными летательными аппаратами, поскольку ее компетенции относились главным образом к вопросам сборки и ремонта авиационной техники, - сказал Денис Федутинов.

УЗГА известен тем, что именно на его площадях в 2012 году была организована лицензионная сбора израильских беспилотников Searcher Mk II разработки 90-х годов, получивших у нас название «Форпост» и «Забава». Сильного конструкторского бюро предприятие не имело. Имеющихся сил хватало нато, чтобы собирать из импортных комплектующих дроны массой 400 килограммов и адаптировать их к российским условиям.

Это, конечно, тоже требовало приложения усилий, поскольку, например, рассчитанные на ближневосточные климатические условия еврейские беспилотники не очень хорошо переносили русскую зиму.

В багаже уральского завода еще несколько лицензионных проектов - в 2013-м начат серийный выпуск австрийских легких самолетов Diamond DA40 NG. Кроме того, идет сборка чешских самолетов для местных воздушных линий L-410UVP-E20.

Опыт взаимодействия с западными партнерами, конечно важен. Лишь бы это сотрудничество не сводилось к пресловутой «отверточной сборке».

По словам Дениса Федутинова, определенное влияние на ситуацию с проектом «Альтаир» мог также оказать конфликт собственников КБ имени Симонова, среди которых в том числе Виктор Григорьев, являющийся совладельцем УЗГА.

Оценивая ситуацию с «Альтаиром», Денис Федутинов сказал, что перспективы проекта теперь не очевидны.

- Формально на УЗГА существует собственное КБ, но его возможности, особенно в части реализации подобных непростых проектов, имея в виду полное отсутствие соответствующего опыта, подтвержденного каким либо предшествующим бэкграундом, вызывают обоснованные сомнения, - сказал эксперт.

Итак, мы имеем срыв выполнения важной оборонной задачи. Подобных задач перед нашими военными и оборонной промышленностью стоит еще немало. Поэтому, наверное, важно извлечь из ситуации общие уроки, чтобы не повторять ошибок впредь.

Наверное, глупо полагать, что создание такой сложной технической системы, как тяжелый ударный беспилотник может вытянуть небольшая, мало кому известная фирма, не имеющая конструкторской школы и большого опыта. Даже если в нее вкачать миллиарды рублей, результат будет, скорее всего, малорадостным.

Создать беспилотник такого класса - сложнее, чем построить новый боевой самолет. Такие проекты должны реализовываться в рамках национальных программ, под серьезным государственным контролем и руководством.

Да, они нуждаются в серьезных бюджетных инвестициях, потому что работают на выполнение задачи государственной важности. Но и «государево око», например, в лице той же Военно-промышленной комиссии за такими проектами просто обязательно.

Пока же в области тяжелых ударных беспилотников ближе всех к успеху детище компания «Кронштадт» - дрон «Орион». В сети «засветилось» фото этого аппарата массой коло тонны с двумя высокоточными боеприпасами. Остается надеяться, что эта «первая ласточка» не останется единственной.

Сергей ВАЛЬЧЕНКО

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру