Эксперт оценил падение в США самого дорогого истребителя в мире

«Самолет сложный, капризный, дорогой»

Военная авиация США лишилась еще одного тяжелого самолета 5-го поколения F-22 Raptor. Он вошел в историю авиации, как самый дорогой истребитель в мире. По некоторым оценкам, каждый такой самолет с учетом стоимости разработки, цены, а также сверхвысоких эксплуатационных расходов обходится Пентагону более $400 млн. Они сняты с производства. В ВВС США порядка 140 таких самолетов. Порядка десяти потеряно в катастрофах.

«Самолет сложный, капризный, дорогой»
фото: U.S. Air Force.

Очередное «ЧП» произошло на американской авиабазе «Эглин» во Флориде. Самолет разбился вблизи аэродрома в 9:15 утра по местному времени. Летчик успел катапультироваться.

Первый полет F-22 совершил в 1997 году. Для сравнения, российский истребитель 5-го поколения взлетел в январе 2010 года.

Вначале ВВС США хотели закупить порядка 750 F-22. Но «в процессе пути» цена самолета выросла настолько, что ее не потянул даже безразмерный бюджет Пентагона. Программу закупок сократили сначала до 188 самолётов, а потом и вовсе прекратили производить, отдав предпочтение более продвинутому легкому F-35.

Правда, и этот самолет оказался не сахар и выпил немало крови у американских военных. Президенту США Трампу пришлось вмешаться и потребовать снижения цены F-35 до $90-100 млн.

Что касается F-22, то он по цене безусловный лидер и стоит дороже золота. По крайней 1 грамм пустого самолета в начале прошлого века действительно стоил грамму золота.

Час полета такого истребителя обходится в сумму под $50 тыс.

«МК» попросил военного эксперта Алексея Леонкова прокомментировать очередную катастрофу F-22:

-Я видел кадры с катапультированием летчика. Самолет заходил на посадку и неожиданно воспламенился двигатели, после чего летчик покинул самолет. Скорее всего, в воздухозаборник двигателя засосало птицу. Вторая возможная версия – техническая неисправность двигательной установки. Первая версия более вероятна.

Этот самолет очень сложен в техническом обслуживании, очень капризный и очень дорогой. Американской казне их парк обходится в миллиарды. Поэтому их и не стали больше производить. Слишком дорогая игрушка получилась.

Это практически первый американский самолет 5-го поколения. В сравнении с российским аналогом Су-57, он сильно уступает. На нем нет современного радиоэлектронного оборудования, которое повышает живучесть самолета в воздушном бою.

В самолете в свое время были применены многие инновации. Но в современном воздушном бою они не дают преимуществ. Сложность оборудования может приводить и приводит к многочисленным техническим неисправностям. За время эксплуатации потеряно под десяток таких самолетов. Устранение неисправностей стоит больших денег.

Этот самолет видят радары нашей ПВО, например, последние версии С-300, не говоря уже про С-400, а также бортовые радиолокационные станции российских истребителей поколения «4++» (Су-30СМ и Су-35С) и «5» (Су-57). Так что F-22 хорош в войнах против тех стран, у которых нет современной авиации и развитой ПВО. А потерю самолета в ВВС США, думаю, расценят двояко. С одной стороны – дыра в бюджете, а с другой – возможность сэкономить на сверхдорогой эксплуатации. Хорошо, что летчику удалось спастись.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру