«Никто не собирается запрещать обсуждение просчетов и ошибок Сталина»

Ко второму чтению подготовлен проект закона, запрещающего уравнивать СССР с нацистской Германией

Накануне рассмотрения Госдумой во втором чтении поправок в закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии по информационной политике, целью которого было сформулировать дополнительную аргументацию, которая смогла бы снять вопросы о необходимости новой нормы не только у депутатов, но и у интересующейся темой общественности.

Ко второму чтению подготовлен проект закона, запрещающего уравнивать СССР с нацистской Германией

В закон, принятый в 1995 году, вносится поправка, запрещающая публичное отождествление целей, решений и действий руководства СССР и нацистской Германии и отрицание решающей роли советского народа в разгроме гитлеризма и освобождении стран Европы от фашистов. В заседании приняли участие один из соавторов поправки, председатель Временной комиссии по информационной политике Алексей Пушков, и представители Комитета по обороне ГД, МИДа, Россотрудничества, члены СФ. 

Представляя законопроект, Алексей Пушков подробно рассмотрел аргументы его критиков. Прежде всего, что новая норма как бы закрывает возможность профессиональной исторической дискуссии. Контраргументация была предложена достаточно ясная: норма не предполагает широкого применения, и распространяется на конкретные вещи, например, на обсуждение «пакта Риббентропа-Молотова» только с точки зрения того, что подписавшие его стороны якобы имели абсолютно тождественные цели. Аналогично, никто не собирается запрещать обсуждение просчетов и ошибок Сталина или предлагать некий канонический взгляд на историю – это все, как подчеркнул Пушков, не является предметом регулирования закона. При этом он обратил внимание аудитории на то, что позиция критиков, в основном, опирается не на общеизвестные факты, а на отсылы к неким ценностям, смысл которых уводит дискуссии из сферы историографии в сферу пропаганды.

Аргументация соавтора закона была полностью поддержана участниками заседания, при этом было высказано немало предложений по противодействию созданию альтернативной исторической реальности, чем занялись в последнее время даже депутаты Европарламента. Например, научный директор РВИО Михаил Мягков в качестве одной из мер предложил активизировать публикацию исторических документов, в том числе материалов Нюрнбергского и Токийского процессов. На это Пушков отметил, что, к сожалению, часто стремление не обострять отношения с бывшими противниками имеет очень своеобразные последствия. И вспомнил о табличке, которую поставили в Берлине возле воинского  кладбища в Трептов-парке местные власти. На ней в основном «пояснения» о том, как некрасив памятник воину-освободителю, и какой тиран был Сталин. При этом сенатор выразил намерение добиваться официальной реакции на этот странный факт. И первая реакция не заставила себя ждать: представители МИД заверили, что вопрос будет пред немецкой стороной поставлен. 

Сенатор Ольга Ковитиди напомнила о том, что запрет будет действовать, только если будет подкреплен соответствующей санкцией в КоАП. Пушков в ответ на это предложение сообщил, что такая тема будет обязательно рассмотрена, и проект будет подготовлен. 

Самым эмоциональным оказалось выступление замглавного редактора «Российской газеты» Николая Долгополова. Полностью поддержав идею законопроекта, он спросил, почему до сих пор все эти вопросы, в том числе об ответственности за распространение исторических фальсификаций, не ставились в повестку дня. Отвечая на этот вопрос, Алексей Пушков напомнил, что раньше разного рода фальсификации были уделом разве что историков-маргиналов, и поэтому еще 20 лет назад никому не могло прийти в голову, что это, как сейчас, станет обычным делом для отдельных депутатских групп или всего Европарламента, и что этому придется противостоять.  

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру