Написавший Путину афганский выпускник военного училища РФ раскрыл кабульский ад

"Хожу с кнопочным телефоном, жду ареста"

Афганские выпускники российских военных вузов, которые после возвращения на родину работали в силовых ведомствах этой страны, обратились за помощью к России. Отправили официальное письмо. Из соображений безопасности не подписались поименно. Мы вышли на координатора группы выпускников. Он описал обстановку в Кабуле, рассказал, чего опасаются его друзья, где прячутся и почему местным жителям грозит голодная смерть.

"Хожу с кнопочным телефоном, жду ареста"

Для начала - выдержки из письма.

«Мы – группа военных специалистов (инженеры, юристы, медики, электрики) и сотрудников полиции завершили учёбу в России… Движение «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) считает образованных людей неблагонадёжными, в особенности тех, кто обучались за границей, тем более военнослужащих и полицейских. Среди членов этой террористической группы распространено мнение, что все, кто учились в России и странах СНГ – коммунисты, атеисты и враги ислама, враги мусульман, потому подлежат уничтожению...

Боевики уже начали разыскивать военных выпускников… В их распоряжении оказались личные дела, базы данных – вся внутренняя информация силовых ведомств режима Исламской республики.

В этой связи мы просим Владимира Путина, Совет Федерации РФ, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Министерство науки и высшего образования выступить в нашу защиту…

Мы – ценные кадры, компетентные в гражданской сфере. Некоторые окончили учёбу с отличием, получили медали. Каждый из нас работал по своей специальности 2-4 года… Мы хотели бы оставаться в Афганистане и служить на благо его развития, но, если нас убьют, такой возможности у нас не появится. Мы высоко мотивированы. Большинство планирует учиться в РФ по программе магистратуры. Некоторые из нас уже получили квоту на обучение… Не бросайте нас...

С уважением, афганские военные выпускники».

«Удалил фотографии, документы спрятал, хожу с кнопочным телефоном»

Мы связались с координатором группы. Мужчина представился. Попросил в материале не упоминать свое полное имя: «Достаточно указать просто Сайед. Если российской стороне понадобятся наши данные, мы все предоставим».

В Кабуле было почти два часа ночи. Чуть раньше в столице Афганистана была совершена серия терактов.

- Я сейчас нахожусь в Кабуле. С интернетом здесь не очень хорошо, связь может прерваться в любой момент, - предупреждает Сайед. - А еще я давно не говорил по-русски, поправляйте меня, в случае чего. 

- Самая напряженная обстановка в аэропорту, а как обстоят дела в городе?

- Хуже всего, действительно, в районе аэропорта. Я нахожусь в 4-5 километрах от аэропорта, в нашем районе все спокойно.

- Сколько афганских выпускников российских вузов хотят покинуть страну?

- На данный момент мы собрали примерно 150 человек. Допускаю, что по всему Афганистану нас гораздо больше, если подсчитать всех выпускников за последние 10 лет. Просто не со всеми есть связь. Пока нашлись ребята, которые закончили институт с 2018 года и позже. Мы созвонились. Объединились.

- В каком российском городе вы учились?

- Я вместе с двадцатью выпускниками заканчивал Высшее военное училище в Тюмени. Есть выпускники из Санкт-Петербурга, Казанского юридического института МВД России, из Благовещенска, Уфы, Волгограда. Еще отозвались выпускники из московского Военного Университета Министерства обороны РФ и Рязанского училища ВДВ.

- У вас не было возможности тогда остаться в России или все хотели вернуться в Афганистан?

- Была возможность остаться, но мы все вернулись на родину, чтобы тут работать. С одной стороны, здесь родители. К тому же, наше государство отправляло нас в Россию учиться по контракту. После окончания вуза всем предоставили работу в Афганистане. Например, я работал в Министерстве обороны, кто-то в МВД. 

- После прихода к власти талибов, вы лишились работы?

- Сейчас уже нам негде работать и нечем заняться. Но это не самое страшное. Тем, кто занимал должности в силовых структурах, стало опасно оставаться в Афганистане. Талибы имеют доступ к данным бывших сотрудников. У них собрана личная информация на всех, есть наши домашние адреса. В любое время они могут разыскать нас.

- То есть вы сидите дома и ждете, что за вами придут?

- Не исключаю такую вероятность.

- Ваша семья с вами?

- Моя семья живет в провинции, на севере Афганистана, в 500 километрах от Кабула. Я больше полутора лет не мог до них добраться, потому что талибы выставили посты на дорогах, останавливали и допрашивали всех проезжающих. Видимо, теперь мы подавно увидимся не скоро. Сейчас у нас нет возможности даже по городу передвигаться.

- Вы где живете?

- Мы с бывшими коллегами сняли квартиру. Выхожу редко, если только продукты купить или снять деньги с карты. Но далеко от дома не отхожу. В лицо меня талибы не знают, но они могут остановить любого человека, проверить документы, спросить, где работал, забрать телефон, прочитать личные сообщение, соцсети.

- Я слышала, что люди закрывают соцсети, некоторые уничтожают документы.

- Я сам удалил много фотографий в телефоне за период обучения в России и с места работы. Документы спрятал. Если выхожу на улицу, с собой беру только кнопочный телефон.

- Талибы полностью контролируют город? Вот вышли вы на улицу и сразу столкнулись с ними?

- Они контролируют весь город, но стоят не везде. У них нет столько военнослужащих, чтобы расставить их по всему Кабулу. Но они постоянно передвигаются на автомобилях. В основном их силы сосредоточены в центре города и на охране государственных учреждений, министерств.

Фото Кабула прямо сейчас. Внешне все спокойно.

«Провела пять ночей без воды и хлеба у аэропорта»

- Несколько дней назад российские самолеты вывезли людей из Афганистана. Почему вас не взяли?

- Насколько я понял, улетели граждане России и СНГ. Среди беженцев не было афганских студентов, выпускников российских вузов. Сейчас даже те студенты, которые были зачислены в российские вузы в прошлом году или поступили в этом, находятся в подвешенном состоянии. Они до сих пор ждут визу и оформления документов. Но теперь не уверены, вывезут их из страны или нет.

- Сейчас российские журналисты, которые находятся в Кабуле, сообщают, что с талибами можно договориться, они, якобы, настроены лояльно к местным жителям. Вы верите?

- Я тоже много слышал об этом. И мои друзья подтверждают, что пока они ведут себя нормально по отношению к местным, уважительно относятся к людям, особенно к иностранцам, которые работают тут в посольствах и в других местах. Но многие считают, и я в том числе, что талибы не изменятся, просто пока им важно получить мировое признание. А после они снова введут своих законы.

- Как чувствуют себя ваши женщины?

- Женщинам тяжело, не знаю, как дальше сложится их судьба. Когда я выходил в город, заметил, что их практически не видно на улицах. А раньше их было много везде – они работали, даже в нашем Министерстве обороны некоторые должности занимали девушки.

Недавно представитель талибов заявил, что в данный момент женщины должны оставаться дома и не работать до тех пор, пока не нормализуется обстановка в стране. В дальнейшем они обещали обеспечить им рабочие места. Ну а пока женщины и многие мужчины вот уже почти две недели сидят дома, госучреждения все закрыты.

- Среди выпускников военных российских вузов есть женщины?

- На днях выяснилось, что среди наших выпускников есть девушка. Она выпустилась в 2018 году, вроде училась в Волгограде. Работала в МВД на высокой должности. Когда к власти пришли талибы, она отправилась в аэропорт в надежде покинуть страну. Находилась там 3-4 дня. Все происходящее описывала на своей странице в Фейсбуке. В какой-то момент к ней подошли, проверили документы. При себе у нее имелись российский сертификат об окончании вуза. В итоге ее выгнали из аэропорта. И тогда она оставила в соцсети послание.

Собеседник отправил нам страничку в соцсети той девушки. И ее последнее сообщение с переводом.

«Побег от смерти!

Я отправила сообщение в посольства многих стран. Написала всем своим друзьям, чтобы спасти себя и свою семью, но все оказалось безрезультатно.

Я провела четыре дня и пять ночей у ворота аэропорта без воды и хлеба, под дождем пуль и в окружении талибов. Я стала свидетелем гибели детей и женщин.

Вчера нам удалось попасть внутрь лагеря, но военнослужащие США и контингент НАТО, увидев мой паспорт, удостоверение личности и мои учетные данные, вывели меня через другие ворота и совершенно не помогли.

Годы учебы и работы в правительстве, созданном Соединенными Штатами и Лигой Наций, оставили меня настолько разочарованной, что у меня нет выбора, кроме как бежать от «Талибана» перед тем, как убьют меня на глазах у моей семьи камнем и палкой. Либо закончить свою жизнь. Простите меня!!!».

- Вы связывались с ней?

- После того поста, ее знакомые много раз писали ей, звонили. Все номера у нее выключены. Мы не знаем, что с ней в итоге случилось. Жива ли она? На данный момент подробностей никаких нет.

«По 6-7 часов стоим в банкомате, чтобы снять деньги»

- Вы уже много времени сидите без работы. Сбережения у людей есть, продукты ведь надо покупать?

- Деньги заканчиваются. Многие банки закрыты. Люди, у которых были счета, не могут получить средства. Народ начал продавать ценные вещи, чтобы как-то выжить. Некоторые банкоматы работают, но снять деньги проблематично. В среду я ходил в банкомат, к нему выстроилась огромная очередь. Люди по 6-7 часов стояли, чтобы снять деньги. Но не всем удалось. Через час-два деньги в банкомате заканчиваются. Либо он просто перестает работать. Я сам столкнулся с такой проблемой.

- У вас как обстоят дела с деньгами?

- На продукты пока хватает. Но если такая ситуация продолжится еще месяц, возникнут проблемы. Не удивлюсь, если люди начнут голодать. Большие супермаркеты закрыты, маленькие магазинчики работают. Но не так, как раньше. Покупателей стало гораздо меньше, продукты покупать не на что.

- Хорошо, больницы еще не закрыли.

- Да, но персонала явно не хватает. В госпиталях трудились женщины. Теперь их посадили по домам. В больницах остались одни мужчины. Хорошо, нашего министра здравоохранения не тронули, он на месте. Но талибы назначили главным в Министерстве здравоохранения своего человека. Вот под его контролем и работает наш бывший министр.  

- Про коронавирус в стране, наверное, все забыли.

- Конечно, никто не вспоминает про коронавирус. Да и пункты вакцинации, похоже, закрылись. Хорошо, я раньше, когда работал, привился. Сейчас все думают, как жить дальше и поскорее выбраться из страны.

- Можно уехать из Афганистана нелегально по суше?

- Да, нелегальными путями многим удалось выбраться. Успели уехать некоторые мои друзья, с которыми мы вместе учились в институте и работали. Они пересекли границу с Ираном. Еще некоторое время назад можно было проехать с проводниками за деньги. На границе с Пакистаном сейчас столпились люди. Но сейчас уже нереально проехать туда. Страны закрылись от нас. Никого не пропускают.

- Может, вам поехать в какую-нибудь деревню и пересидеть там?

- Ранее я говорил, что не могу добраться до своей семьи, которая живет в 500 километрах от Кабула. Но даже если удастся выехать из столицы, в маленьких городах еще опаснее. Кабул - большой город, здесь можно затеряться, тебя никто не знает. А в маленьком городе все на виду. Если талибы решат кого-то задержать, им не составить труда узнать, где проживает тот или иной человек.

- Люди, которые сидят в аэропорту, на что надеются?

- Не знаю. Сам я туда не ходил. В тот день, когда в Кабул пришли талибы, люди побежали в аэропорт, потому что верили, что их вывезут. И ведь действительно, многих вывезли, даже тех, кто не имел на руках документов.

А вот на следующий день все дороги к аэропорту перекрыли, не пропускали тех, кто не имел советующих документов. Те, кому удалось туда прорваться раньше, не расходились. Потому что им звонили знакомые, которые улетели, и они вселяли надежду: мол, если они без документов выбрались, то и остальным удаться. Вот эти остальные и жили надеждой.

Мои приятели, с кем я снимаю квартиру, пытались несколько раз пробраться в аэропорт. Но у них не получилось даже близко подойти к воротам.  Со стороны города все подъезды охраняют талибы, бьют людей, не разрешают подходить. В самом аэропорту находятся в основном американцы, англичане. Иностранцев, которых вывозят из Афганистана, собирают в одном месте, им предоставляют автобус, талибы сопровождают их до трапа самолета – вся операция согласовывается заранее. Вот так улетели россияне. А наши просто сидят и чего-то ждут.  

«Талибы ездят на шикарных иномарках»

- В Кабуле криминальная обстановка не обострилась?

- Когда талибы объявили, что Кабул окружен, и они заходят в город, в этот момент была тревожность, начались небольшие кражи. После того, как талибы заняли город, все грабежи прекратились. Но сами талибы не постеснялись завладеть чужими машинами. Если вы идете по городу и видите красивые иномарки, то в них сидят только талибы. Они забрали автомобили, которые принадлежали тем, кто работал в госслужбе.

- Поселились они тоже в чужих квартирах?

- Складывается ощущение, что они постоянно находятся на улице. Ездят по городу. Как я понял, они живут, спят в зданиях бывших министерств, которые сейчас пустуют. Заодно и охраняют их.  

- За последние теракты взяло на себя ответственность ИГИЛ («Исламское государство» - запрещенная организация, признанная террористической по решению Верховного суда РФ).

- Я не политолог, не знаю, стоит ли этому верить. Многие, кто работали в государственной системе говорили, что этой организации нет в Афганистане. Да и странно, что весь город контролируют талибы, в аэропорту - американские военные, и вдруг там совершается теракт.  

- Если США начнут бомбить Афганистан, вам есть куда бежать? Бомбоубежища в Кабуле имеются?

- Убежища здесь почти ни у кого нет. В случае чего можно прятаться в подвалах домов. Но это, скорое всего, не спасёт, потому что дома вряд ли выдержат бомбежку. Так что шансов спрятаться очень мало.

- До прихода к власти талибов вас все устраивало в стране?

- По крайней мере, люди работали. Зарплата была небольшая, но жить можно. Сам я планировал еще год назад уехать отсюда в Россию, продолжить учебу в гражданском вузе. В прошлом году участвовал в олимпиаде, стал победителем по направлению градостроительства, мне выделили квоту, пригласили в Санкт-Петербургский университет. Я и еще один бывший выпускник военного вуза ждали приглашения и визу. Но дождёмся ли теперь? Остальные ребята надеются, что наше письмо поможет им уехать отсюда. 

- Вы давно отправили письмо?

- 23-24 августа. О нас знают в правительстве РФ. Но ответа мы пока не получили.

Серия взрывов в Кабуле унесла более ста жизней: кадры с места

Серия взрывов в Кабуле унесла более ста жизней: кадры с места

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28612 от 30 августа 2021

Заголовок в газете: «Россия, спаси нас!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру