Вечный Сталин: эксперты оценили слова Лаврова о попытках переписать историю

Дело не только в приближающихся выборах

Тема роли Иосифа Сталина в истории, похоже, нескоро сойдет с российской политической повестки. Так, о покойном советском лидере неожиданно высказался традиционно сдержанный министр иностранных дел России Сергей Лавров, приравнявший антисталинские выпады к попыткам не только переписать историю страны, но и ослабить ее в текущем моменте. Мы с совместно с политологами разбирались в том, что стоит за внезапными заявлениями главы российской дипломатии, и насколько они коррелируют с действительностью.

Дело не только в приближающихся выборах

Как заявил Лавров, любые попытки выставить Иосифа Сталина "главным злодеем" его эпохи являются частью атаки на российское (советское) прошлое, а также на итоги Второй мировой войны — и. как ее части, Великой Отечественной войны. По словам министра, все эти "нападки" в то же время — часть кампании по ослаблению современной России.

"Вы упомянули Иосифа Сталина, который всеми процессами должен был руководить, — напомнил Сергей Лавров на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны в Волгограде. — Я абсолютно согласен с тем, что историю нельзя трогать. Кстати, нападки на Сталина как на главного злодея, сваливание в одну кучу всего, что он сделал в довоенное время, во время, после войны — это ведь тоже часть той самой атаки на наше прошлое, на итоги Второй мировой войны".

Многие связали такое заявление министра с грядущей кампанией по выборам в Государственную Думу. В то же время, как отметил в разговоре с "МК" вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, заявление Лаврова лишь частично связано с предвыборными процессами.

"Отчасти, конечно, подобная риторика имеет отношение к электоральной кампании, тем более, что для власти было бы желаемо, чтобы одной из главных тем была именно история, патриотизм, защита традиций, Великая Отечественная война. Для российских властей все кроме советского варианта истории — переписывание. Выборы — самое простое объяснение. Есть и другой контекст: отношение к Сталину менялось, сперва его образ "монополизировали" коммунисты, а государство дистанцировалось. Сейчас же эта тема воспринимается не только в контексте ВОВ и противостоянии Западу".

По мнению аналитика, для Москвы сейчас речь идет, в первую очередь, о том, как отстоять собственную идентичность в условиях новой "холодной войны".

"В нынешнем политическом тренде — проявление преемственности, от князя Владимира. И без Сталина в этом контексте не обойтись", — отмечает эксперт.

При этом реплика главы МИД вписывается в тренд, заданный недавней фразой президента РФ Владимира Путина, который отметил, что внешнеполитическое ведомство ведет себя чаще подобно министерству обороны. По словам Макаркина, такое замечание лидера государства — скорее комплимент Лаврову, который, собственно, и "развязал ему руки".

В то же время, такие высказывания свидетельствуют и о неуверенности российского руководства, считает эксперт.

Политолог Максим Шевченко, в свою очередь, считает слова Лаврова высказыванием "образованного и спокойного" человека.

"Он долгое время работал в ООН, он знаком с документами, которых нет в общем доступе. Критика — это одно, оценка действий — это другое дело. Часть из мер, предпринимаемых Сталиным, действительно были преступными, это одно. Но это ведь не только Сталин делал".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру