Как отмечают эксперты, без инвестиций из России и Китая украинская авиационная промышленность может полностью развалиться в самое ближайшее время. Своими прогнозами специалисты поделились с “МК”.
Власти Украины национализировали один из крупнейших авиастроительных заводов страны - расположенное в Харькове предприятие “Мотор Сич”. До недавнего времени на мощностях завода изготавливались газотурбинные двигатели для самолетов и вертолетов, большая часть из которых шла на экспорт. Преимущественно - в Россию. После того, как в 2014 году к власти на Украине пришли новые лица, предприятие оказалось на грани банкротства.
Владельцы завода подвергались критике за сотрудничество со “страной-агрессором”, в частности - за продажу двигателей для самых современных российских военных вертолётов Ми-28 и Ка-52. Оставшись без львиной доли рынка сбыта, предприятие было вынуждено искать новых инвесторов. Проектом заинтересовались китайские бизнесмены, которые решились купить контрольный пакет акций “Мотор-Сич” и вложили в производство крупную сумму денег.
Однако в сделку неожиданно вмешалась Служба безопасности Украины, сразу возбудившая несколько уголовных дел по статьям "Диверсия" и "Подготовка к преступлению". Через суд удалось добиться ареста 41% акций предприятия, а затем - всех акций, выкупленных иностранными инвесторами. Украинские власти также отказали во въезде китайским бизнесменам, прибывшими распорядиться де-факто своей собственностью.
Несмотря на протесты китайской стороны, президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о национализации предприятия “Мотор Сич”. В пятницу президент прокомментировал своё решение, заявив, что “не торгует безопасностью страны”.
“Что касается стратегических предприятий Украины, которые были за последние десять лет (некоторые из них с точки зрения акций были переданы некоторым китайским партнёрам), то мы остановили это решением Совета национальной безопасности и обороны... Это что касается предприятия «Мотор Сич», и так далее. У нас есть такие случаи” - заявил Зеленский.
Решение украинских властей многие посчитали крайне поспешным и политизированным. Предположительно, на Киев оказали серьёзное давление власти Соединённых Штатов, которые не желают усиления военного потенциала Китая. Однако отказ от китайских денег в конечном итоге может похоронить не только “Мотор-Сич”, но и всю украинскую авиационную промышленность, считают специалисты.
Как отметил в интервью “МК” военный эксперт Александр Михайловский, запад не будет инвестировать в украинскую оборонку, что в конечном итоге приведёт к её краху.
- На примере этой истории видно, как их авиастроение деградировало за последние годы. С тех пор, как они решили не продавать двигатели в Россию, выручка предприятия упала более чем втрое. С миллиарда долларов в 2014 году до трёхсот миллионов. Завод ведь был частный, им владели умные люди. Они смогли заработать на нашем оборонзаказе. И кстати - поставляли качественный продукт. А дальше Киев решил выстрелить себе в колено. Как итог - колоссальные убытки и постепенный упадок производства.
- Китайцы могли изменить ситуацию?
- Не только могли, но и очень хотели. Оборонзаказ там тоже огромный, вертолеты делаются как для внутреннего рынка, так и на экспорт. И тут их так нагло кидают. Здесь Киев решил себе ещё одно колено прострелить на всякий случай. Перспективы то теперь совсем аховые. Китайцы были единственными, кто инвестировал в “Антонов”, теперь и эти сделки под угрозой. Предприятия откровенно на ладан дышат, а украинская армия не может дать им заказы - просто денег нет.
- США или их партнеры могут помочь?
- А зачем им себе конкурентов выращивать? Они планомерно уничтожили "оборонку" в странах бывшего Восточного блока. Оставили минималку. И всех подсаживают на поставки своей собственной военной техники и вооружений. Условному концерну Bell совсем не нужны конкуренты, а у него лоббисты в Конгрессе и Пентагоне. Так что Украинское правительство сознательно приняло решение полностью оставить себя без авиационной промышленности. Что ж - не они первые и не они последние. Но заводы безусловно жаль. С другой стороны - России тут только плюсы. Китайцы теперь научены горьким опытом такого вот “сотрудничества” и теперь, волей-неволей, будут сотрудничать с нами. В этом смысле Зеленскому большое спасибо конечно.