Волонтёр рассказал об эвакуации жителей Донбасса: пропускали без документов

«Многие собирались наспех, но были и те, кто выходил с огромными баулами – два на два метра»

Жителей народных республик Донбасса — Донецкой и Луганской — с вечера 18 февраля массово эвакуируют в Россию. Это решение было принято после обострения ситуации на территории соприкосновения с Украиной. В первую очередь вывозят женщин, детей и стариков из Горловки, Ясиноватой, наиболее обстреливаемого Петровского района Донецка. На российской стороне, в Ростовской области, им помогают волонтеры. Один из добровольцев — руководитель общественного движения «За правду» Юрий Мезинов. О том, с чем пришлось столкнуться беженцам, он рассказал «МК».

«Многие собирались наспех, но были и те, кто выходил с огромными баулами – два на два метра»
Фото: dan-news.info.

— Мы с коллегами работали на самом погранпереходе. В первые несколько часов были, конечно, сбои. Поток людей ведь рос в геометрической прогрессии. До российской границы жителей Донбасса везли на местных автобусах, потом они пешком переходили границу и ждали автотранспорт уже на российской стороне. Дальше автобусы, которые выделило правительство Ростовской области, шли до пунктов временного размещения уже в сопровождении полиции. Транспорта в первое время не хватало. И часть автобусов шла транзитом. Около «Котлостроя» мы видели автобусы из Донбасса.    

— Какая была погода?

— Ночью было достаточно сыро, стоял туман. Люди устали, замерзли. Их понять можно. Они час простояли на холоде на загрузке, еще час провели на ногах на границе. А потом ждали автобусы уже на российской стороне. Там были в основном женщины, дети и старики. Среди пожилых было много тех, кто был на костылях, с ходунками. Они и полчаса не могли продержаться на ногах, а присесть было некуда. Надо было поставить стулья или лавочки. Но ничего этого не было. Там, где мы работали, не было и пунктов обогрева. Это вопрос к сотрудникам МЧС. Я сам когда-то работал в этой структуре, поэтому имею право их критиковать.

— Много людей скопилось на российской стороне?

— Когда мы только подъехали, была толпа около тысячи человек. Им около двух часов пришлось провести на дороге. Это было в самом начале. Часов в семь вечера. Дети из интернатов и детских домов, человек 400, стояли отдельно. Еще в одной колонне были мамочки с детьми. Увидев, что я пытаюсь с чем-то разобраться, они накинулись на меня. Думал, что надают мне по мордам. У них дети сильно замерзли. Я подогнал свою машину, запустил в нее ребятишек погреться. Также сделали и ребята-репортеры, которые работали около погранперехода.

Сейчас украинская сторона говорит, что люди в Донбассе были готовы к эвакуации, раз быстро так собрались.

— Было видно, что многие собирались наспех. Да, были те, кто выходил с огромными баулами – два на два метра. А кто-то успел захватить совсем небольшие сумочки. Одежды у них с собой, похоже, никакой не было. У нашего общественного движения есть склад. Друзья-волонтеры говорят, что нужно его освобождать сейчас под продукты и средства гигиены. Но, чувствую, что часть нужно отдать и под одежду. Она явно пригодится беженцам.

Беженцы рассказывают, что им приходили эсэмэски о том, что тех, кто не имеет российского паспорта, не пустят в Россию. Людей явно хотели запугать, посеять панику.

Юрий Мезинов говорит, что они с коллегами-волонтерами отвозили тех, кто ехал к родственникам.

— Одни собирались добраться до Краснодарского края, мы их довезли до вокзала. Другие планировали доехать до Крыма, где у них были родственники. Несколько семей ждали знакомые в Ростове-на-Дону. Мы помогли им добраться до города, где они могли бы вызвать такси. Потому что таксисты около погранперехода ломили цены. Там ехать 120 километров, раньше такса была 2,5 тысячи рублей, а потом водилы стали просить 6 тысяч. Это при том, что люди на Донбассе живут не богато. Мы возили всех бесплатно.

— Люди были напуганы?

— В первую очередь эвакуировали людей из районов, прилегающих к линии фронта. Они столько всего видели, что напугать их уже невозможно. Женщина, которую я вез, потеряла и мужа, и брата. Они подорвались на растяжке. Потом вез молодую женщину с ребенком. Они выезжали с Донбасса в 2014 году, по первому распределению попали в Екатеринбург. Когда у женщины заболела мама, она приехала к ней, осталась ухаживать за ней на год. И сейчас их всех снова вывозят. Среди беженцев было много стариков. Все они понимали, что в ближайшее время могли попасть под бомбежки. Что грядет война, возможны перебои с продукты, медикаментами. Поэтому решили уехать в безопасное место. А страшно было бы тому, кто вышел бы к ним и сказал, что он ответственный за их вывоз и размещение…

Волонтеры помогали развозить беженцев всю ночь. Как говорит Юрий, потом уже шли колонны и из 15 автобусов, и из 17. Заработал настоящий конвейер.

— Жителей Донбасса доставляли в пункты временного размещения. У меня перед глазами прошли около пяти тысяч человек.

— В соцсетях пользователи отмечают, что под Таганрогом стояли колоны автобусов. Людей, которые были по 11 часов на ногах, не спешили никуда размещать.   

— Вы поймите, лагеря, в которые их везли, еще день назад были законсервированы. Вы представляете, что значит расконсервировать объекты на несколько тысяч человек? Нужно ведь включить отопление, завести продукты, найти поваров, администраторов… Я сам видел, как менялась ситуация. То тысячи человек стояли около погранперехода. Потом приезжали, их было уже 30-50 человек. На таможне их всех нужно было переписать. Некоторых пропускали без документов, я, честно говоря, не знаю, как они обратно будут въезжать? Об этом стоит написать, потому что эту историю мы уже проходили в 2014 году. Те, кто попали в пункты временного размещения, получили документы по упрощенной схеме. Те, которые поехали своим ходом, а потом сами пошли оформлять документы — мыкались два года. И сейчас мы слышим: «Мы что-нибудь придумаем в Ростове-на-Дону, у нас есть деньги». Мы просим их потерпеть, поехать в пункты временного размещения, убеждаем, что они сэкономят потом себе кучу времени. В этом случае лучше действовать все-таки централизовано.  

Юрий говорит, что к нему сейчас обращаются родственники детей из приюта, которые были эвакуированы с Донбасса.

— Родители этих ребятишек не лишены родительских прав, они просто вынуждены оставлять детей в приюте, когда отправляются на заработки. Сейчас они потеряли со своими ребятишками связь, не знают, где они. Детей централизовано, в срочном порядке вывезли в Россию. Родственники не успели им даже собрать одежду, передать документы. У них было несколько пересадок. Человек, который их вез, забыл дома паспорт… При срочной эвакуации такие накладки неизбежны. Сейчас я выясняю, где размещены их дети.

В общей сложности из Донбасса планируется эвакуировать около семисот тысяч человек.

Эвакуация из ДНР в фотографиях: штурм банкоматов, давка на границе

Эвакуация из ДНР в фотографиях: штурм банкоматов, давка на границе

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28729 от 21 февраля 2022

Заголовок в газете: «Таксисты ломили цены»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру