Политолог Геворгян рассказала о тайном ядерном плане Зеленского и Эрдогана

«Президент Украины в Мюнхене проговорился»

5 августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетит Сочи для переговоров с Президентом РФ Владимиром Путиным. В ходе них продолжится обсуждение тем, затронутых на Тегеранском саммите 19 июля с участием руководителей России, Ирана и Турции. РФ ищет союзников и партнеров на Ближнем Востоке, создает новые альянсы, меняет геополитическую реальность. Об этой новой реальности мы поговорили с политологом и востоковедом Каринэ Геворгян.

«Президент Украины в Мюнхене проговорился»

- Премьер-министр Израиля Яир Лапид предупредил, что возможное прекращение деятельности еврейского агентства «Сохнут» в РФ будет иметь серьезные последствия для российско-израильских отношений. О том, что Минюст РФ обратился в суд с требованием закрыть агентство, стало известно вскоре после визита президента Путина в Тегеран. В Израиле считают сближение РФ с Ираном угрозой для своей безопасности. Случайно ли охлаждение отношений РФ с Израилем совпало с успехом российско-иранских переговоров?   

- Я думаю, что это простое совпадение. Раскручивать эту тему выгодно тем силам, которые заинтересованы в дистанцировании Израиля от России. Полагаю, что материалы к рассмотрению дела в Басманном суде готовились задолго до визита Путина в Тегеран. Не бывает так, чтобы эта тема вдруг возникла, как яичко ко Христову дню.

- Но, может быть, кто-то мечтал о новой звездочке на погонах и действительно решил своевременно поднести это «яичко», учитывая политический момент?

- Если принять вашу версию, что кто-то специально сфабриковал это дело, чтобы сделать приятное Ирану, то я бы за карьеру этого человека не поручилась. Может быть, даже иранцы его не поблагодарят. Это была бы большая глупость.

- Что вы думаете об итогах переговоров Путина с лидерами Ирана и Турции на Тегеранском саммите в плане военного сотрудничества?    

- Оно развивалось и помимо этих переговоров. Я обращаю ваше внимание на то, что военно-морские учения Ирана и РФ, а иногда РФ, Ирана и Китая проходят регулярно. В этом плане сотрудничество было, и история с «Сохнутом» не имеет к этому никакого отношения.

- Было много шума в прессе по поводу возможной закупки РФ у Ирана крупной партии БПЛА (беспилотных летательных аппаратов). Проходила информация, что сделка состоялась и беспилотники якобы даже уже доставлены в РФ. Однако официального подтверждения не было. Что-то известно об этом?

- Раскручивание темы продажи в РФ иранских беспилотников, на мой взгляд, происходит с подачи американских структур. Иранские БПЛА достаточно давно покупает страна ОДКБ - Таджикистан. Причем в Таджикистане работает завод, на котором происходит их сборка. Россия спокойно может купить иранские беспилотники у Таджикистана в рамках ОДКБ. Я не исключаю и такой вариант.

- Зачем БПЛА Таджикистану?

- Он их использовал, например, во время приграничного конфликта с Киргизией. Киргизия, тоже член ОДКБ, закупила у Турции для своей погранслужбы «Байрактары».

- Они эффективнее иранских?

- Иран является довольно передовой в технологическом отношении страной. Все военные специалисты, с которыми я консультировалась, утверждают, что иранские БПЛА достаточно эффективны. Согласно анализу, проведенному американскими экспертами, Иран в области технологий с большим отрывом опережает Турцию. Это одна из самых технологически развитых стран мира.

- Выгоден ли для России стратегический союз с Ираном?   

- Иран - сосед России с уникальным геостратегическим положением и выходом и в Персидский залив, и в сердце Азии, и в Индийский океан. Разумеется, это огромнее приобретение. РФ таким образом укрепляет свои позиции в регионе Ближнего и Среднего Востока. Напомню, что в 2015 году ответом РФ на события на Украине стало создание базы в Сирии. Конечно, существуют определенные противоречия между Ираном и РФ. И в Иране есть своя антирусская партия, и в РФ есть антииранская партия.

- Как в Иране относятся к российской СВО на Украине?

- На официальном уровне Иран всегда следует принципам международного права и тем соглашениям, которые он подписывал. То есть придерживается принципа соблюдения территориальной целостности государств. Сегодня мы видим в его позиции некоторые изменения. То, что сдвиг в эту сторону произошел, это успех переговоров. В Иране открытая политическая жизнь, в СМИ ведется открытая полемика по разным вопросам. В этом смысле показательно интервью российского посла в Тегеране Левана Джагаряна газете « Shargh », которое свидетельствует о том, что в Иране довольно критично относятся к некоторым аспектам отношений с РФ. Я его читала на персидском. Там резкие вопросы, и ответы на них довольно резкие. Из публикации видно, что иранская сторона предъявляет российской претензии в связи с функционированием атомной станции «Бушер», запущенной при участии российских атомщиков. По мнению иранцев, станция могла бы вырабатывать больше электроэнергии. Посла спросили, не ведет ли РФ вокруг этой станции двойную игру, на что он ответил: «Это ложь», и указал, что Иран до сих пор не выплатил долги, «сотни миллионов евро», за проект АЭС «Бушер» (в прошлом году размер иранского долга официально составлял 500 млн евро, но часть этой суммы уже выплачена, что отметил вице-премьер Александр Новак. – «МК»). Я не исключаю, что трудности в урегулировании этого вопроса связаны с определенными проблемами с валютными операциями, вызванными санкциями. Но при желании урегулировать эту проблему можно. В эпоху СССР для взаимных безналичных расчетов между странами – членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) использовался т.н. «переводный рубль», виртуальная денежная единица. Может быть, стоит присмотреться к этой практике. Пока я вижу, что РФ стремится к созданию своей валютно-экономической зоны, куда, помимо Ирана, могут быть в какой-то форме включены другие страны Персидского залива, Египет и даже Турция.

- По вашему мнению, как скоро у Ирана появится своя ядерная бомба? И насколько создание иранской атомной бомбы соответствует интересам России? Вряд ли она будет представлять угрозу только для Израиля…  

- Я не раз разговаривала на эту тему со своими израильскими коллегами. В Израиле есть понимание, что создание Ираном ядерного оружия - это только вопрос времени. Технически это не так для него сложно. Но есть и политическая сторона вопроса. Во-первых, иранская сторона ни разу не заявляла, что еврейский народ не имеет права на свое государство. Во-вторых, Иран по своему государственному устройству является теократией. Для иранской стороны вся территория государства Израиль является Святой Землей. Представить себе, что теократия начнет швыряться атомными зарядами в Святую Землю я, честно говоря, не могу. Я хорошо знаю последовательность иранских политиков. Они говорят, что ни в коем случае не будут применять атомное оружие, даже если оно у них будет. А пока, как известно, Высший руководитель Ирана, аятолла Али Хаменеи официально не дал отмашку на его создание. Так говорят представители Ирана, и они не лгут. Более того, Иран в этом совершенно не заинтересован. Вокруг него - страны, обладающие ядерным оружием: Россия, Китай, Индия, США. Иран прекрасно понимает, что никогда не дотянет до их уровня. Затевать атомную войну только для того, чтобы уничтожить Израиль… Можно плохо относиться к Ирану и его аятоллам, но представить себе, что они клинические идиоты и самоубийцы, невозможно. Еще в 60-е годы Иран подписал документы ООН о неприменении оружия массового поражения. И ни разу не нарушал правила. Когда Саддам Хусейн во время ирано-иракской войны применял против иранских войск химическое оружие, иранцы не отвечали ему тем же, хотя имели химическое оружие на своей территории. Допустим, Иран уничтожит Израиль. И что дальше? Что они получат, кроме войны всего мира против себя? Все их действия свидетельствуют о том, что вся эта история с антиизраильской пропагандой больше необходима Ирану для того, чтобы вести переговоры с суннитскими арабскими государствами. Это единственная тема, на которой они сходятся. У Ирана достаточно серьезные проблемы во взаимодействии со всем арабским и суннитским миром. А это тема, которую они могут обсуждать: палестинская проблема и прочее. Замечу, что помощь ХАМАС (признанная в ряде стран террористической исламистская организация, правящая в секторе Газа и ставящая своей целью уничтожение государства Израиль. – «МК») оказывает Турция. Поскольку ХАМАС был образован как филиал движения «Братья-мусульмане», а президент Турции Эрдоган поддерживает это движение внутри суннитских мазхабов (течений). Иран не поддерживает ХАМАС, это только неспециалисту можно навешать такой лапши на уши. Я напомню, что в 2010 году именно Турция организовала конвой «Флотилия свободы», который пытался с моря прорвать израильскую блокаду сектора Газа. Тем не менее с Турцией у Израиля все в порядке. Эрдоган открыто сказал, что в 2023 году у Турции появится своя атомная бомба. Но это никого не волнует.

- И он при этом не шутил? Действительно появится?

- Думаю, что после того, как на Украине началась наша спецоперация, уже вряд ли появится. Потому что это была совместная с Киевом программа.

- То есть Украина и Турция собирались совместно разрабатывать ядерное оружие?

- Судя по всему, да. Но кому-то выгодно замалчивать «турецкую» тему и раскручивать тему ядерной программы Ирана.

- Получается, что за угрозами Зеленского на конференции в Мюнхене, что Украина может отказаться от статуса безъядерного государства, стояли вполне реальные вещи?

- Да, он в Мюнхене проговорился. У меня тогда «пазл сложился», и стали очевидными многие вещи. По сведениям из моих источников, Эрдоган получил обогащенный плутоний для создания одного или нескольких ядерных зарядов. У него нет хранилищ для радиоактивных материалов. А на Украине после 2014 года американцы построили несколько сухих хранилищ для длительного хранения такой продукции. И с того же времени Украина перестала отправлять в РФ на переработку отработанное ядерное топливо с АЭС (по мнению специалистов, такое поведение свидетельствует о наличии у страны «ядерных амбиций». - «МК»). Помимо хранилищ, на Украине также был завод «Южмаш», на котором могли производиться носители для ядерных зарядов. Так что это был совместный проект, и ясно, что там рядом поковырялись и американцы. Ведь это они построили на Украине сухие хранилища для длительного хранения радиоактивных материалов. Эрдоган не раз публично обещал своему народу атомную бомбу в 2023 году, к выборам. Он хотел стать обладателем ядерного оружия.

- Теперь опасности создания турецко-украинской атомной бомбы уже нет?

- Посмотрим. Одно из этих хранилищ точно было на Запорожской АЭС. То, что РФ так остро отреагировала на заявления Зеленского, говорит о том, что российской разведке было что-то известно.

- В чем был смысл присутствия Эрдогана на переговорах в Тегеране? Вообще этот человек, на мой взгляд, никакой не друг России. При удобном случае воткнет нож в спину.

- Эрдоган, конечно, очень талантливый политик. С относительно слабыми картами он умеет вести серьезную игру на мировом уровне. Это вызывает только уважение. В данном случае никакой лжи или лукавства не было. Это была встреча в так называемом астанинском формате. Нет сомнений, что в том числе там обсуждалась и Сирия. Причем обсуждалась серьезно. Еще в июне Эрдоган публично заявил, что он начинает новую спецоперацию против курдов в Сирии. Он хотел углубиться на 30 км от турецко-сирийской границы. Но потом все это как-то затухло, и было ясно, что кто-то ему «не велит» начинать эту спецоперацию. До этого он провел спецоперацию в Ираке против Рабочей партии Курдистана, но очень неудачно. Там погибло довольно много турецких офицеров, и даже министр обороны Турции был вынужден прилететь туда забирать гробы. Это была довольно грустная история. После этого он объявил спецоперацию в Сирии, но не начал ее. Видимо, в Тегеране ему в вежливой форме дали понять, что и не надо начинать. Что надо вести себя скромнее. Наверно, ему рассказали, почему он не должен этого делать. Но большая политика - это всегда большой торг. Что-то надо было предложить взамен. Я не представляю, чтобы ему кто-то угрожал. Ему не угрожали. Ему предложили отказаться от этих замыслов взамен на что-то. Видимо, то, что ему предложили, его устроило. Уж как он будет объяснять это своему народу, это его проблемы. У Турции достаточно сложная экономическая ситуация, она для него важнее. Инфляция очень высокая. США сейчас не могут себе позволить ему помогать. У Британии, с которой у него близкие отношения, тоже нет никаких возможностей вытащить Турцию из этого экономического болота. Кто может ему помочь? Эрдоган - реалист.

- В отличие от Израиля, Турция давно и открыто оказывает военную помощь Киеву. Израиль пока ограничивался гуманитарной помощью, а также поставками касок и бронежилетов для спасателей. Сближение России с Ираном может заставить его пересмотреть эту позицию…

- Конечно, конфликт между Ираном и Израилем - вопрос серьезный. Я считаю, что для Ирана Израиль - это больше фигура речи. Но в Израиле, конечно, и общество, и политики воспринимают эту опасность очень серьезно. Россия умеет сохранять хорошие отношения с обеими сторонами и быть равноудаленной от них. Необходимо (это мое личное мнение) создавать некий дипломатический формат для урегулирования этого конфликта. А его, между прочим, нет. Вот есть ближневосточный квартет по Палестине, а вот есть Иран. И все говорят: «Иран завтра готов уничтожить Израиль». Иранцы заверяют: «Нет, мы не будем этого делать». Израильтяне отвечают: «Мы вам не верим». Это бесконечный и бессмысленный разговор. Нужно создавать некую дипломатическую площадку, на которой будут присутствовать арбитры. У какой страны есть и военно-технические возможности для давления на обе стороны, и хорошие отношения и с той, и с другой стороной? Конечно, у России, другой такой страны нет. Я так понимаю, что в ближайшее время такой формат может быть создан. Конечно, множество сил будет действовать на его подрыв. Но все может получиться. Сумел же Михаил Богданов, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку, арабист, человек очень опытный, создать благоприятную ситуацию для сближения монархий Персидского залива с Россией? Этот процесс идет. Мы видим, что восстановлены дипломатические отношения между Ираном и Саудовской Аравией. Опять работают посольства. Так что нет ничего невозможного.

- Вы назвали итоги недавней поездки президента США Байдена на Ближний Восток провальными. Почему?    

- Так их оценили и американские эксперты. Что этот визит окажется неудачным, было очевидно еще до его начала. Байден планировал добиться от Саудовской Аравии увеличения объемов добычи нефти, чтобы ее цена на мировом рынке упала, а Россия понесла бы убытки. Сейчас саудиты добывают 11 миллионов баррелей нефти в сутки. Они планировали поднять добычу до 12 миллионов баррелей к новому году, а то и позже. В результате переговоров была озвучена цифра 13 миллионов баррелей, это максимум, на что способны саудиты. Ранее планировалось достичь этого уровня лишь к 2027 году. Более того, еще надо дождаться 3 августа, когда состоится заседание ОПЕК+, на котором его участники будут вырабатывать общую позицию. Ну и чего добился Байден? Ничего. У него была задача уронить цены на нефть. Но этого не произошло.

- А чего Байден добивался от Израиля?

- Я знаю отношение к Байдену моих израильских коллег. Конечно, он рассматривается ими не как произраильский президент США. Он приехал не в самое удачное время. В Израиле политический кризис. Что мог предложить Байден, учитывая, что во время его президентства были сокращены дотации для Израиля и запрос на дополнительные поставки американских ракет был отклонен? Тем более, что после Тель-Авива президент США поехал в Палестину, где заявил о выделении ей 200 миллионов долларов помощи.

- Израиль пока не поддержал санкции против РФ. Может ли Байден оказывать давление на Тель-Авив с целью побудить его присоединиться к санкциям и оказывать более действенную помощь Украине?

- Да. Он явно оказывает такое давление. Он пытается использовать Израиль как оппонента некоторым странам региона. Если РФ выступает в роли кота Леопольда с призывом «Давайте жить дружно», то американская сторона заинтересована в поддержании этих конфликтов. Старый имперский принцип: всех рассорить со всеми. Конечно, Израилю невыгодно вводить санкции против РФ, и он пытается от этого удержаться. Израилю выгодно урегулирование отношений со всеми соседями. И он серьезно работал в этом направлении. У Израиля есть свои союзники в СНГ. Например, известно, что он находится в зависимости от азербайджанской нефти. Треть необходимых ему объемов нефти поставляется Азербайджаном. Непростые отношения Тегерана и Баку связаны еще и с этим обстоятельством. Сейчас в этих отношениях наблюдается некоторое потепление. В связи с этим у меня есть надежда, что в итоге уровень конфликтности в регионе будет снижен. Такая перспектива есть, но есть и те, кто готов этому помешать.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28837 от 2 августа 2022

Заголовок в газете: Турецко-украинская бомба: утопия или реальный план

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру