Благие намэрения

“МК” составил список проблем, которые предстоит решить новому главе столицы

Сегодня у Москвы должен появиться новый мэр — Сергей Собянин. Депутаты и городские чиновники уже говорят об этом как о свершившемся факте. Во второй половине дня состоится церемония инаугурации градоначальника.

“МК” составил список проблем, которые предстоит решить новому главе столицы
2005 г. Сергей Собянин на церемонии вступления в должность губернатора Тюменской области.

Он станет первым мэром Москвы, избранным на пятилетний срок. И хотя вчера эту новость подали как сенсацию, закон о продлении полномочий градоначальника и столичного парламента было принят еще перед последними выборами в Мосгордуму (в 2009 году) — именно тогда Думу впервые избрали на 5 лет. Как уже сообщалось, в первую очередь г-н Собянин намерен провести совещание с и.о. министров столичного правительства и поближе познакомиться с состоянием дел в ключевых областях городского хозяйства — экономике, строительстве, малом бизнесе, транспортной отрасли и т.д. Пообщавшись с чиновниками, “МК” составил свой перечень основных проблем, которые предстоит решать новому мэру Москвы. Что он может сделать во благо столицы?

Бюджет

Проект бюджета Москвы на 2011 год является дефицитным (разница расходов над доходами составляет 100,8 млрд. руб.) и имеет ярко выраженный социальный характер. Затраты на социальную часть составляют почти половину всех расходов, или более 640 млрд. руб., в которые заложено повышение заработных плат бюджетников, доплат к пенсиям и компенсаций по оплате услуг ЖКХ и связи.

Чтобы дополнительно увеличить расходы на социалку (о чем, в частности, шла речь на встречах Сергея Собянина с общественностью), надо либо расширять программу заимствований, либо сокращать другие расходы. Наращивать долги — опасно для финансовой стабильности Москвы.

Даже при нынешних параметрах бюджета к концу следующего года госдолг может вырасти до 370 млрд. руб. и превысить 30% уровня доходной части.

Поэтому, если понадобятся дополнительные средства на пенсии и пособия, проще подрезать расходы по другим, менее важным источникам. Вопрос — по каким? Говорят, на встрече с единороссами в МГД Собянин обратил внимание на непомерно большие затраты на поддержку в 2011 году городского хозяйства. “Депутаты не решились сказать, что в эту сумму заложены льготы по оплате услуг ЖКХ, которые имеют все москвичи. Самостоятельно горожане оплачивают только 46% их стоимости, а остальное вносит город”, — напоминает источник “МК” в горадминистрации.

“Мэрскую цепь” во время инаугурации вручат новому московскому градоначальнику.

По его словам, Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ давно ратует за переход регионов на 100%-ную оплату населением жилья и коммунальных платежей, однако пока к нему прислушались только в 22 субъектах Федерации. А Москва всегда была резко против. “Если будет поставлена задача сократить дефицит и одновременно провести монетизацию льгот по ЖКХ, бюджет придется переверстывать заново. Это хлопотно, но вполне возможно”, — отмечает собеседник газеты. А столичные власти предусматривали перевести москвичей на 100%-ную оплату жилья и услуг ЖКХ не ранее 2013 года.

Дорожное строительство

По мнению Сергея Собянина, в столице необходимо активизировать как строительство новых крупных дорожно-транспортных объектов, так и решение “точечных” проблем конкретных территорий.

Это заявление полностью укладывается в политику горадминистрации, у которой есть планы и уже готова проектная документация и по трем участкам Четвертого транспортного кольца, и по дублерам Кутузовского проспекта, и по магистрали Вешняки—Люберцы с развязкой на МКАД, и по рокадам с другими объектами. Но есть одно существенное препятствие: дороги невозможно строить из-за огромного числа обременений, которые к самим транспортным сооружениям прямого отношения не имеют.

Возьмем для примера Четвертое транспортное кольцо, которое власти обещали полностью ввести в эксплуатацию в 2013 году. Где сейчас находятся строители? Правильно: по-прежнему на первом участке от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, причем движение открыто только на прилегающей улично-дорожной сети, а строительство главного хода самой трассы еще не начиналось. Причина — проблемы с собственниками земли и зданий, расположенных на пути ЧТК. Среди них есть и федеральное ГУ, и ОАО “РЖД”, и Метротоннельгеодезия, и частные собственники.

Все они хотят компенсаций за причиняемые городом неудобства. Урегулирование имущественных споров растягивается на многие месяцы и требует огромных финансовых затрат. “Снятие обременения может составлять до 40% общей стоимости строительства дороги. Причем такие проблемы есть на всех транспортных объектах Москвы”, — подчеркивают собеседники “МК” в стройкомплексе. Вопрос требует кардинального решения или через внесение поправок в законодательство, или путем значительного увеличения ассигнований.

Общественный транспорт

У Москвы нет дефицита в подвижном составе и схеме маршрутов, но из-за пробок наземный общественный транспорт не может эффективно выполнять свои задачи и значительно уступает по популярности метро. В городе пока действует только одна выделенная полоса от метро “Тушинская” до МКАД, есть планы по созданию еще девяти. Эксперты признают, что выделенки — дело хорошее и его надо развивать как минимум на крупных магистралях, связывающих периферию с центром города. При этом необходимо жестко пресекать любые попытки водителей припарковаться на выделенной полосе, что сейчас, к сожалению, является общераспространенной практикой.

Еще один далеко не праздный вопрос: что будет со скоростным трамваем? Во многих европейских столицах этот вид транспорта служит надежной и эффективной альтернативой метро, передвигаясь даже в плотном транспортном потоке со скоростью 35—40 км/ч. В Москве первую линию скоростного трамвая планировали запустить в 2009 году, но помешал кризис. Сейчас, как стало известно “МК”, разгорается скандал с белорусской компанией “Белкоммунмаш”, которой было заказано производство нового подвижного состава. Работы (между прочим, стоимостью $1,5 млн.) выполнены, но не востребованы горадминистрацией. В итоге в 2010 г. скоростной трамвай начал курсировать на улицах Минска, а не Москвы.

Что касается метро, то здесь все ясно без пояснений. Денег, которые выделяет Москва (в 2011-м — 26 млрд. руб.), не хватает катастрофически, особенно с учетом планов по строительству второго пересадочного контура. В целом дефицит линий составляет 110 км, вне зоны досягаемости подземки живут 2 млн. москвичей. Надо либо добиваться господдержки, либо перекраивать столичный бюджет.

Жилищная политика

Москва — один из немногих субъектов Федерации, который ведет масштабное строительство социального жилья и продолжает записывать граждан в очередь на его получение. В настоящее время на учете в Департаменте жилищной политики стоят почти 130 тыс. семей (более 420 тыс. человек), почти 17 тыс. из них встали на учет после 1 марта 2005 года. Хотя очередь продолжает расти, объемы муниципального строительства постоянно снижаются. В этом году ожидается ввод 1 млн. кв. м социальных новостроек, при этом бюджет гарантированно профинансирует порядка 732 тыс. кв. м, а в 2011 г. — 600 тыс. кв. м.

Свое видение столичных проблем Сергей Собянин уже озвучил перед городскими чиновниками. Фото: Михаил Ковалев

Большая часть построенного жилья идет на расселение жителей сносимых пятиэтажек и возмездные программы (социальная ипотека, молодая семья и т.д.). Бесплатно квартиры в последние годы получает только очень небольшая группа очередников. Сейчас жильем обеспечиваются граждане, вставшие на учет в 1989—1990 гг., и никаких предпосылок к тому, что в ближайшее время очередь начнет двигаться быстрее, нет.

Многие чиновники на закрытых совещаниях уже давно призывают власти города набраться мужества и конкретизировать свою жилищную политику. Если очередь сохраняется в нынешнем виде, надо честно сказать людям, что ждать придется не меньше 20, а при нынешних темпах строительства — 25—30 и более лет.

Альтернативный вариант — провести ревизию очереди, оставить в ней наиболее нуждающихся и заняться формированием так называемого маневренного фонда из городских социальных домов.

Градостроительство

Градостроительные решения столичных властей последнее время вызывают особо пристальное внимание горожан. Конфликт спровоцировала необузданная “точечная” застройка. Столичные власти надеялись нормализовать отношения с жителями с помощью Генплана, в котором предусмотрены неприкасаемые для строителей зоны стабилизации, но из-за неумелого и запоздалого пиара получили обратный эффект.

Теперь оппозиция требует отменить Генплан. Есть ли для этого основания — вопрос к новым властям столицы. Но вообще-то Генплан (независимо от конкретного содержания) — это теория, которая, как свидетельствует история, редко реализуется на практике. Принципиально важное значение для комфортного существования москвичей имеют совсем другие документы — например, нормы и правила градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий и т.д. “Необходимо жестко увязать градостроительное и архитектурное проектирование”, — считает глава НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко. Он поясняет, что на этапе согласования в проекте планировки учитывается все: и зелень, и гаражи, и требуемое количество социальных объектов. Но потом гаражи вообще исчезают из проекта, детсады и школы строятся в последнюю очередь. Зато растут объемы коммерческого жилья, торговых и офисных помещений. Отсюда — и все конфликты.

Малый бизнес

Малый бизнес является одним из столпов городской экономики: им занимаются 2,5 млн. человек, чей вклад в ВРП составляет более 25%. Помимо административного давления их основные проблемы связаны с получением недвижимости. Приобрести на рынке — дорого, выкупить у города на льготных условиях — невозможно, так как “малая приватизация”, регламентируемая №159-ФЗ, в Москве не работает, равно как и ст. 33 Земельного кодекса РФ. В перечень имущества, не подлежащего выкупу МБ, в настоящее время включены более 10 тыс. помещений. “Мы рассчитываем, что новая администрация будет проводить политику поддержки малых предприятий, идентичную федеральной, и бизнес сможет выкупить у города арендуемые помещения”, — отмечают в партнерстве “Содействие предпринимателям-арендаторам”.

Как Сергей Собянин станет мэром

21 октября, в полдень, депутаты Мосгордумы собираются в зале заседаний, чтобы проголосовать за кандидата Сергея Собянина, внесенного президентом на пост мэра Москвы.

Меры безопасности в Думе в этот день усилят еще больше. Так, непосредственно в зал заседаний пустят только “проверенные” съемочные группы. Пишущие журналисты вообще будут сидеть в другом здании Думы и наблюдать за происходящим в режиме прямой трансляции. По окончании заседания их пригласят в зал, чтобы выслушать комментарии депутатов.

С голосованием депутаты планируют управиться быстро — максимум за полтора часа. О процедуре избрания мэра “МК” рассказал председатель Комиссии МГД по регламенту Александр Крутов. Вести заседание, скорее всего, будет глава фракции “ЕР” в МГД Андрей Метельский, т.к. спикеру Платонову придется представлять с трибуны постановление о выборах мэра.

“Презентацию” Собянина сделает кто-то из Администрации Президента (депутаты до последнего момента не знают, кто это будет). После этого слово предоставят самому кандидату. Выслушав его, депутаты смогут задать ему вопросы — по два каждый, не более минуты на формулировку. Затем парламентарии заполнят бюллетени, опустят их в урну, а избранная ими счетная комиссия из трех человек все посчитает и огласит результаты. Для избрания мэра необходимо 18 голосов “за”, но очевидно, что их будет больше.

Все детали инаугурации нового мэра точно неизвестны. Но очевидно, что он принесет присягу на Конституции РФ. А на шею ему наденут “должностной знак мэра города Москвы”. Сам знак представляет собой всем знакомый герб города. Он висит на цепи с нижним звеном, сделанным в виде двуглавого орла, и еще тремя одинаковыми парами звеньев. Они соединены между собой промежуточными декоративными звеньями в виде золотой розетки со стилизованной литерой “М” (“Мэр”) под городской короной.

Должностной знак и все звенья цепи изготовлены из серебра с позолотой и украшены полудрагоценными камнями.

Этот знак введен 21 июня 1996 года. Тогда на церемонии инаугурации Юрия Лужкова в должность мэра Москвы цепь вручил ему президент Борис Ельцин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру