О вежливости

Письма президенту

Г-н президент, выступая в субботу на Международном форуме в Питере, вы показали (сами того не желая?), в каком болезненном состоянии находится Россия и ее высшая власть. Вам задали простой привычный стандартный вопрос. А вы отреагировали так, будто вас оскорбили.

Письма президенту
Рисунок Алексея Меринова

Цитируем официальный сайт президента России:

ТОМСОН. Господин Президент Медведев, мы находимся в красивом городе, Санкт-Петербурге. Небольшая группа друзей у Вас в этом зале собралась. Будете ли Вы выставлять свою кандидатуру на пост президента в будущем году? Мне кажется, прекрасный момент сейчас для того, чтобы сообщить свои мысли на этот счёт.

МЕДВЕДЕВ. Не могу сказать, что Вы меня поразили оригинальностью вопроса. Знаете, у меня такое ощущение было последние 15 минут, что я присутствую не только в сообществе друзей, которые приехали поговорить о развитии экономики, но и на уроке географии в школе для мальчиков и девочек с плохим поведением, судя по тому, что мы обсуждали в последнее время, и используя те сравнения, которые мои коллеги только что здесь называли.

Я на эту тему свою позицию неоднократно формулировал. В тот момент, когда я посчитаю правильным прямо сказать, буду или не буду, я выйду и сделаю это. Но для этого не самым лучшим является площадка форума (почему? — А.М.), как, наверное, и пресс-конференция (почему? — А.М.), хотя когда я говорил об этом на пресс-конференции, журналисты были разочарованы, они требовали, видимо, чтобы я сделал это немедленно, потому что это было бы эффектно и красиво. Такого рода решения, как правило (я уже тоже об этом говорил), продумываются и делаются в абсолютно специальном формате. И я своё решение сообщу. Можете не сомневаться только в одном: мне этой “счастливой” участи не избежать, я не смогу сделать так, чтобы не сообщить о своём решении российскому народу и всем заинтересованным людям, которые присутствуют в этом зале.

Ждать осталось совсем немного, но у каждой истории должна быть своя интрига, иначе жить неинтересно, давайте её подержим ещё немножко.

Во-первых, согласитесь, это невероятно длинный ответ, можно сказать, болезненно длинный. На этот счет есть русская пословица: у кого чего болит — тот о том и говорит. Понятно же, что вас лично этот вопрос волнует гораздо сильнее, чем всех, кто его вам задает (вместе взятых).

Вы могли ответить: “Не хочу об этом говорить”, или: “Рано об этом говорить”, или еще что-нибудь краткое, но вы прочитали целую лекцию. И лекцию не на высоком форуме, а в школе для умственно отсталых. Вы так и сказали, что чувствуете себя на уроке географии в школе для мальчиков и девочек с плохим поведением. А закончив нотацию, вдруг сказали:

— Дорогие друзья! Уважаемые Президент Казахстана, Президент Финляндии, Премьер-министр Испании! Мне очень приятно, что сегодня мы присутствуем все в этом зале…

Вот, оказывается, кто эти мальчики и девочка. А тот двоечник, который задал паскудный вопрос, Роберт Томсон — главный редактор журнала The Wall Street Journal, один из самых уважаемых и опытных журналистов планеты.

Во-вторых, поразила концовка этой вашей лекции. Вы сказали: “У каждой истории должна быть своя интрига, иначе жить неинтересно”. “Неинтересно” — кому?

Вам, как легко понять из вашей речи, ответ на вопрос о втором сроке — известен. Вы сами подтвердили, что думаете только, когда и в какой обстановке сообщить принятое решение. Вы, значит, сохраняете “интригу” для нас, для народа. Вы, значит, заботитесь, чтобы нам было интересно жить? Вам кажется, будто нам скучно?

Ошибаетесь. У нас очень много забот: ЕГЭ, цены на бензин, межнациональные стычки, стремительный рост агрессивности, падение культуры… Нас беспокоит даже покупка НАТОвской военной техники. Если НАТО — наш друг, но почему не вступаем? А если — потенциальный враг, то если поссоримся — техника врага окажется таким троянским конем… не говоря уж о катастрофе отечественного ВПК.

…Кто там из вас станет президентом в 2012-м, нас не очень беспокоит. Нас не спросят (как и в 2000-м, 2004-м, 2008-м), выборы, как вам известно, теперь формальность.

Даже сами себе не можем объяснить такое чудо: в 1991 году — при бешеном энтузиазме населения! — Ельцин получил на выборах 57 процентов, а в 2004-м и в 2008-м — при полном равнодушии людей (поскольку все было известно заранее) — Путин и вы получили по 70 с лишним.

Что касается лично вашего президентства, у нас разве что легкое любопытство: успеете ли вы выполнить свои обещания? Победить коррупцию, дать квартиры ветеранам Великой Отечественной и бездомным военнослужащим и др. и пр. Для столь важных дел, конечно, лучше иметь в запасе 7 лет, чем 9 месяцев. Ну и еще охота узнать, для кого вы продляли срок: для себя или для того парня? (Тут поступило предложение переименовать прекрасный русский город Владимир во Владимир Владимирович — как вы на этот счет?)

Христос воскрес. Фото: Александр Астафьев.

…Помните ли вы время, когда советским людям было стыдно за глупых вождей СССР? Но было и объяснение: они старые, в маразме. Промахи молодых, увы, не так легко объяснить. Можно нарваться на неприятности.

Г-н президент, знаю людей, которые уже не в силах смотреть ваши выступления по ТВ дольше 15 секунд. Они не враги, они полностью с вами согласны; просто они переживают из-за того, что вы все правильно говорите, а жизнь не слушается.

Впрочем, у вас на этот счет может быть совершенно иное мнение. Милиция, как по мановению волшебной палочки, превратилась в полицию (по сути оставшись все той же тыквой); часовые пояса сократились (хотя вращение Земли пока не ускорилось); вот сейчас Москва — ура! — сольется с областью (хотя трудно сказать, что сильнее вырастет: воровство или пробки?) …

* * *

…Пока вам не задают досадных вопросов, вы держитесь очень демократично, гуманно, стараетесь ободрить. Недавно вы приняли “Матерей Беслана”, обещали, что расследование страшной трагедии будет каким-то образом продолжено. Как пишут в прессе, эти женщины рассказали вам, что много раз направляли в Кремль письма на ваше имя, но ни разу не получили ответа. Неужели это правда?

Неужели вы не видели этих писем ни у себя на столе, ни у себя в компьютере? Если даже матерям, чьи дети погибли во время штурма (при до сих пор не выясненных обстоятельствах, а по школе стреляли даже танки), — если даже этим матерям власть не отвечает на письма…

Вчера, как вы знаете из “Новостей”, был задержан какой-то сумасшедший, который пытался пройти в Кремль (через Спасскую башню), чтобы встретиться с вами. Он, понятное дело, надеялся вам что-то рассказать, попросить решить какие-то важные государственные проблемы. Я хорошо его понимаю. Я не понимаю, почему его все немедленно назвали сумасшедшим. Это же как-то даже обидно, что человека, который ждет от вас помощи, сразу записывают в идиоты. Хотя основания для скептицизма, конечно, есть. Мы ведь тоже постоянно к вам обращаемся по важнейшим государственным вопросам.

Г-н президент, оказывается, вы (и ваши советчики) недовольны этими письмами. Мол, грубые они какие-то. Конечно, вы правы, надо максимально вежливо, максимально нежно.

Видите ли (только для примера), я тоже в некоторых случаях просил медсестру, чтоб максимально нежно. И она честно смазывала наконечник вазелином. Но все-таки совала его мне, как бы это сказать, не в подмышку. И вливала, как полагается, два литра, а не десертную ложку. Клизма — крайне неприятная вещь, но понимаешь, что это делают для твоей же пользы, и стиснув зубы говоришь “спасибо”.

От вас мы “спасиба” не ждем. Выполняем свой долг, и будь что будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру