Наш Рубикон на пути в Европу

Какой будет Украина после парламентских выборов?

Какой будет Украина после парламентских выборов?

В Грузии прошли парламентские выборы. Партия Михаила Саакашвили выборы проиграла, а оппозиция выиграла. Таковы факты.

Но почему в мире так много интереса к рядовому, в принципе, событию — очередным выборам в небольшой стране? Дело, на мой взгляд, в том, что Грузия является своеобразной моделью — по ней судят, насколько способны страны бывшего Советского Союза развиваться по законам демократических обществ. Такой же моделью надлежит стать и Украине меньше чем через месяц.

То, как прошли выборы в Грузии, показательно. На территории бывшего СССР в ходе смены власти были различные революции и гражданские конфликты. Но практически не было примеров мирного процесса смены элит. В Грузии создан прецедент цивилизованной парламентской ротации политических сил, к чему стремимся и мы.

А что в Украине? У нас ситуация пока развивается по другому сценарию. Даже включив всю фантазию, сложно представить президента Виктора Януковича, который утром 29 октября (на следующий день после голосования) обращается к народу и признает: да, мы проиграли выборы и уходим в оппозицию.

В случае проигрыша, а именно к этому все идет, украинская власть будет стремиться взять реванш. Не случайно они уже сегодня говорят: не возьмем на избирательных участках — доберем в зале. То есть перекупим или переманим в уже избранном парламенте депутатов до количества, необходимого для контроля Верховной Рады. И тут уже только от демократических сил и от депутатов, избранных в одномандатных округах, будет зависеть, насколько такой сценарий удастся. Это будет битва политической воли и совести против денег и административного влияния.

Демократическим силам надо быть готовым к тому, что власть не способна признать свое поражение. Но в этом вопросе не все зависит от власти. Мы должны защитить результаты выборов. Еще Сталин говорил: не важно, как голосуют, важно, как считают. Так же думает и украинская власть. Они планируют «правильно» посчитать. Главный акцент будет сделан на фальсификации итогов голосования. Поэтому основная борьба развернется в ночь с 28 на 29 октября — на отдельных участках, в окружкомах, в Центральной избирательной комиссии.

Мы готовы защищать результаты волеизъявления украинского народа. У нас для этого есть возможности, желание и ресурсы. Кроме того, не следует забывать, что за нашими выборами пристально следит весь мир. Украинская власть уже получила «желтую карточку» от мирового сообщества за нарушение демократических принципов, основных прав и свобод людей. Нарушения на выборах 28 октября могут стать последней каплей, которая переполнит чашу терпения. В этом контексте откровенная фальсификация выборов будет шагом к международной изоляции Украины.

Но Украина — не Северная Корея и не Белоруссия. У наших чиновников деньги лежат в западных банках, на Западе они покупают недвижимость, там же отдыхают, там учатся их дети... Они легко проглотят международную изоляцию страны, но им будет очень нелегко смириться с собственной международной изоляцией. Поэтому они должны десять раз подумать прежде, чем бросать вызов цивилизованному миру.

Каковы прогнозы на выборы? Давайте исходить из реальности. В парламент точно проходят четыре политические силы — Партия регионов, Объединенная оппозиция (созданная на базе партии «Батькивщина», возглавляемой Юлией Тимошенко), УДАР и коммунисты. Некоторые шансы есть у национально-ориентированной партии «Свобода» и партии «Украина — вперед!», однако, как утверждают социологи, они сводятся к формуле: скорее нет, чем да. Так или иначе, УДАР и Объединенная оппозиция суммарно набирают больше голосов по партийным спискам, чем Партия регионов и коммунисты. У нас есть шанс сформировать в новом парламенте демократическое большинство. Конечно, многое будет зависеть от результатов выборов в мажоритарных округах (по нашему закону о выборах, половина парламента — 225 депутатов — избирается так). Но мы считаем, что в конечном итоге большинство в новой Раде будет у демократических сил. И им под силу противостоять новым вызовам, которые власть будет подбрасывать стране в конвейерном режиме. Главное тут, на мой взгляд, добиться консолидации усилий политических сил и институтов гражданского общества.

Я знаю, журналисты не в восторге от того, что политики пытаются приобщиться к их акциям и инициативам. Но работать во взаимной изоляции мы тоже не можем.

Пример удачной совместной борьбы — отмена скандального закона о клевете. Я признаю, что львиная доля успеха в этом деле принадлежит журналистам, а не политикам. Принятие закона о клевете в первом чтении было попыткой власти закрыть рот прессе, установить тотальный контроль над правом граждан получать объективную информацию. По сути это налог на правду. Власть прекрасно понимает, что о ней можно рассказать мало чего хорошего, поэтому решила, что и плохого о ней рассказывать нельзя.

По этому закону любого журналиста, рискнувшего критиковать власть, обличать коррупцию, писать о теневых влияниях в экономике и т.д., можно было объявить вне закона, а СМИ закрыть. Этим обычно заканчивается формирование тоталитарных обществ. Поэтому я благодарен журналистам, которые отстояли свое право и право народа Украины на правду. Власть не ожидала такого сопротивления и первое время была растеряна, а потом таки отозвала свой закон.

И это не единичный факт поражения власти в борьбе с гражданским обществом. Это позитивная тенденция. Если народ готов отстаивать не только право на колбасу и зарплату, но и свободу слова, значит, у нашего общества есть будущее. К счастью, украинский народ намного мудрее, чем считают некоторые политики. Он отлично разбирается в том, что происходит в стране.

Взять хотя бы пресловутый административный ресурс. Я сейчас езжу по стране и вижу, как он работает против своих хозяев. У этого процесса, как ни парадоксально, есть и позитивная сторона. Видя, как топорно власть борется с оппонентами, люди осознают, что за такую власть нельзя голосовать ни в коем случае. Если нам пытаются срывать митинги, устраивают провокации, запрещают под страхом увольнения с работы приходить на встречи с Кличко, то я не думаю, что это принесет голоса партии власти. Скорее наоборот. Это увеличивает число наших сторонников. Я считаю, что административный ресурс — безусловно, зло, но в то же время с его помощью сложно значимо исказить результаты голосования.

Далее. Меня часто спрашивают: не будет ли в Украине создана система власти, полностью дублирующая российскую? Отвечаю: нет, не будет.

Конечно, украинская власть изо всех сил пытается быть похожей на российскую. Концентрация власти и капитала в руках одной небольшой группы людей — это российский вариант удержания власти любой ценой. Но, как говорится, копия проигрывает оригиналу. У украинской власти нет необходимых ресурсов, чтобы контролировать общество по российскому образцу.

Кроме того, как ни прискорбно это осознавать, у украинской элиты, пребывающей сегодня у власти, в отличие от России, совершенно нет чувства государственности. Они не понимают эту страну, не чувствуют ее. Для них Украина — просто способ зарабатывания денег. Патриотизм украинского чиновника заканчивается за забором его загородной дачи.

Также, в отличие от России, в Украине нет мощной сырьевой базы для контроля над экономикой и нечем пугать Европу. Поэтому попытки построить «Кремль на Днепре» сродни попыткам найти нефть под Житомиром.

При всей славянской близости мы все-таки страна с другим менталитетом. У нас была Запорожская Сечь, был выборный гетьман, была Конституция Пилипа Орлика. Вся украинская история — не авторитарная, а республиканская по типу и по смыслу своему. В истории Российского государства самые успешные периоды совпадают с абсолютной властью руководителя (царя, генсека, президента — не суть важно) и подавлением личных свобод. В истории же Украины самые успешные периоды — это Республика, воля, Сечь, дикое поле. В нашей коллективной памяти свобода живет на генетическом уровне. Поэтому в Украине, к счастью, сложно построить диктатуру. Украина не воспринимает и не принимает диктаторов.

Именно в этом ключе лежит наш путь к европейским стандартам жизни, и мы должны расчистить для себя этот путь.

Мир надеялся, что Украина пойдет демократическим путем в 2004 году, сразу после событий на Майдане. На нашу страну возлагались большие надежды. К сожалению, они очень быстро были утрачены. Новая политическая элита, декларируя приверженность демократии и европейскому выбору, погрязла во взаимных разборках, растеряла народное доверие и закономерно потеряла власть. В итоге к власти пришла другая группа людей. По их поводу никто особых иллюзий не строил, но все-таки думали, что хотя бы внешне будут соблюдаться демократические приличия. Ошибались. К сожалению, мы умеем разочаровывать Европу и мир.

Поэтому сегодня отношение к нам несколько настороженное. Европа ждет, каким путем пойдет сама Украина. Сможет ли она, наконец, освободиться от рудиментов советской системы и прийти в Европу как цивилизованная, демократическая держава, или, как и раньше, мы будем заниматься лишь бурной сменой элит у власти, которые по сути своей не отличаются друг от друга.

Нас никто не отвергает с порога, ведь культурно и исторически мы — органическая часть Европы. Но и принимать нас в ЕС только потому, что географический центр Европы находится в Закарпатье, тоже никто не собирается.

Сначала мы должны сами построить современное государство — с демократическими принципами, европейскими свободами и стандартами жизни. Только тогда мы будем иметь полное право сказать: мы идем в Европу. Мы не приходим заново, мы — возвращаемся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру