«Детали» самолетного дела

«МК» попытался понять, что перевозил задержанный турками лайнер

Между Россией и Турцией продолжает нарастать напряженность по поводу посаженного турецкими истребителями самолета из Москвы, направлявшегося в Дамаск. Турецкий премьер-министр Эрдоган заявил, что авиалайнер якобы был задержан за перевозку военного груза. Но МИД РФ так и не получил от турецкой стороны сведений о грузе. «МК» решил спросить у экспертов, что могло быть на борту самолета и имела ли Турция право его перехватывать.

«МК» попытался понять, что перевозил задержанный турками лайнер

— Посадка была достаточно правомочной, — считает независимый военный эксперт Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР. — Неправомочным было бы то, если турки применили бы оружие. Но поскольку сирийские пилоты подчинились, то бог с ними. Турция имеет право сажать самолеты, если у нее есть основания считать, что на их борту находится что-то неположенное. Это ее воздушное пространство. Другое дело, что был высокий риск. Если бы сирийские пилоты не подчинились, что их тогда сбивать, как корейский авиалайнер? На борту было не оружие. Это не боеприпасы и автоматы, а обычные запчасти — ЗИПы — для наших систем в Сирии. Турки сами сейчас не могут разобраться, что это. Откуда им знать, какие у наших систем ЗИПы?

— Могла ли Россия таким путем поставлять оборудование в Сирию?

— Такими поставками не занимается Рособоронэкспорт. Они любят большие контракты на сотни миллионов, а запчастями они не занимаются. Этим занимаются малые игроки. В России много производителей этого «добра». Скорее всего сирийцы это приобрели и затащили на свой самолет. Турки это оборудование скорее всего не вернут. Не для того они это все заваривали, чтобы это возвращать. Российское оборудование в Сирии постоянно требует таких поставок. Без этих частей радары не работают и самолеты не летают...

А вот какой точки зрения придерживается главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор ЛУКЬЯНОВ: «Имела ли Турция право сажать самолет — это вопрос запутанный. Во-первых, они, конечно, не имели права, потому что это гражданский лайнер, летящий в соответствии со всеми договоренностями через территорию страны. Во-вторых, Сирия вообще не является объектом никаких международных санкций, одобренных Совбезом ООН и обязательных к исполнению всеми государствами мира. То есть правовой базы для воздушной блокады Сирии у Турции, безусловно, нет. Турция, правда, настаивает, что она это будет делать и дальше, но это уже дело политическое. Если на борту этого самолета и вправду находилось оборудование, которое имеет отношение к оборонному комплексу Сирии, тогда это дело этики — как можно использовать такого рода рейсы для столь опасных вещей? Скорее всего там все-таки что-то было. Перевозить детали могло и не российское правительство, а конкретные поставщики — частные компании. Кстати, уже был случай, когда отремонтированные установки, направленные морем из России в Сирию, были остановлены в британских территориальных водах. Тогда пришлось вернуться. Думаю, попытки найти другие способы доставки деталей еще будут».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру