Сизифов труд Илларионова

Экс-советник президента зря старался записать обозревателя “МК” в соавторы книги о Южной Осетии

— Товарищ сержант, что такое логика?

— Ты это, Сидоров, брось! Я тебе объясню, что такое наша, солдатская логика. Видишь, стоят два дома: у одного крыша зеленая, а у другого — красная. Вот так и человек: жил-жил и умер.

(Из старого анекдота.)

Экс-советник Президента РФ экономист Андрей Илларионов в армии не служил. Во всяком случае, в его официальной биографии ничего об этом не сказано. Тем удивительнее ход его умозаключений в объемном труде “Как готовилась война”, где сотрудник Центра по глобальной свободе доказывает, что война в Южной Осетии была спланирована Россией и ею же начата. Изучив труд г-на Илларионова, я с удивлением обнаружила, что являюсь одним из ключевых “источников”, на информации из которых он строит свою оригинальную версию. И вот как он это делает. Следите за руками.

Первая главка основного текста посвящена событиям с сентября 1999-го по декабрь 2002 года. Заголовок интригующий: “Захват президентства Южной Осетии”.

“В феврале 2001 г. сотрудник российских спецслужб организовал так называемую встречу четырех, в которой участвовал он сам, а также трое, как считалось тогда, наиболее радикальных деятелей Южной Осетии. Это были интеллектуальный лидер юго-осетинского национального движения Алан Чочиев, бывший работник юго-осетинского обкома КПСС и к тому времени дважды премьер Южной Осетии Герасим (Резо) Хугаев, бывший торговый представитель Южной Осетии в Москве Эдуард Кокоев (Кокойты). Целью встречи была выработка стратегии, которая не позволила бы действовавшему тогда президенту Людвигу Чибирову победить на президентских выборах, запланированных на конец года”.

Все предельно ясно. Российские спецслужбы организовали переворот в Южной Осетии, чтобы поменять миролюбивого Чибирова на воинственного Кокойты. С целью развязать впоследствии войну с Грузией. Очень интересно, но кто источник этой сверхконфиденциальной информации? Оказывается, ваша покорная слуга. Приводится ссылка на мой давний репортаж из Южной Осетии (Марина Перевозкина. Автономный режим. “Московский комсомолец”, 4 апреля 2003 г.). Репортаж я помню, про сотрудника российских спецслужб — хоть убейте, не припоминаю. И, кстати, ссылка на интернет-вариант статьи, данная выдающимся экономистом, не работает (может, на это и делался расчет?).

К счастью, копия материала сохранилась на некоторых сайтах в интернете (а то доказывай потом, что его не отредактировали задним числом). И вот что там на самом деле сказано: “Два года назад в феврале встретились 4 человека, одним из которых был нынешний президент, вторым — нынешний премьер, а третьим — известный лидер южных осетин Алан Чочиев. Они договорились о совместных действиях на президентских выборах. Их не остановило и то, что в пользу Чибирова работали все ресурсы Северной Осетии. Им было все равно, кто какое место займет, поэтому, когда Хугаева не допустили до выборов, стали отрабатывать второй вариант — Кокойты”.

Где же, спросите вы, в статье написано, что встречу организовал и в ней участвовал некий таинственный “сотрудник российских спецслужб”? А нигде. Выдающийся экономист это попросту выдумал.

Об этой встрече мне рассказывал тогда именно Резо Хугаев, в то время премьер-министр Южной Осетии. Но кто же был четвертый заговорщик? Хотя и прошло с той командировки много времени, мне все же удалось найти записи моего интервью с Хугаевым. Четвертый участник встречи к ФСБ никакого отношения не имел. Это был убитый в 2006 году бизнесмен “с неоднозначной репутацией” Ибрагим Тедеев, участник первой осетино-грузинской войны и старший брат главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева. Хорошо знавшие Ибрагима люди утверждают, что к спецслужбам он мог иметь отношение только как объект их пристального внимания.

В прошлом году еще один участник той судьбоносной встречи, Алан Чочиев, подробно рассказал мне, как происходило выдвижение Кокойты. Г-н Илларионов явно относится к нему с наибольшей симпатией и называет “интеллектуальным лидером юго-осетинского национального движения”, а знаете почему? Кокойты, воспользовавшись помощью Чочиева, впоследствии не захотел делиться с ним властью, и тот не просто ушел в оппозицию, но и начал критиковать своего бывшего протеже со страниц грузинских газет. Также он носился с идеей объединения двух Осетий вне границ российского государства.

Но вот что рассказал Чочиев.

“Эдуарда Кокойты привели к власти братья Тедеевы. В 2000 году они приехали ко мне и сказали: “Чибирова (Людвиг Чибиров, в то время президент Южной Осетии. — Авт.) надо менять, потому что он уже договорился с Шеварднадзе в Боржоми о вхождении в состав Грузии”.

“Шеварднадзе со своим соратником по Политбюро ЦК КПСС, главой Северной Осетии Александром Дзасоховым должны были поддержать Чибирова на выборах, а тот за это соглашался на автономию в составе Грузии. Мы с Ибрагимом Тедеевым разговаривали в машине. Я спросил: “Ты кого предлагаешь?” Он назвал Резо Хугаева. Я был на Хугаева согласен. Но было очевидно, что ЦИК его не зарегистрирует. Поэтому мы для страховки решили выдвинуть второго кандидата — Кокойты. Он и выиграл, потому что у Чибирова в то время выиграл бы любой. Не все грузины умеют держать язык за зубами, и о его переговорах с Шеварднадзе быстро стало известно. Ребята, которые воевали, Чибирова просто ненавидели. Речь шла даже о том, чтобы его отстрелять”.

В таком составе и встречались заговорщики: Ибрагим Тедеев, Алан Чочиев, Резо Хугаев, Эдуард Кокойты. Тедеевы дали деньги на избирательную кампанию. Дзамболат приехал в Цхинвал и убедил бывших боевиков поддержать Кокойты. Аргументировал тем, что при нем не будет никакой Грузии. Это был для осетин самый убедительный аргумент. Кстати, Дзамболат сейчас тоже в оппозиции.

Где Тедеевы и где спецслужбы? Из слов Чочиева ясно видно, что Чибирова на Кокойты поменяла вовсе не Лубянка, как мерещится нашему исследователю, а осетинский народ. Такова была тогда его, народа, воля.

Впрочем, зловещий призрак кровавой гэбни в моем тексте г-н Илларионов все же мог разглядеть. Вот в этой фразе о том, что встречи Чибирова с Шеварднадзе были “зафиксированы российскими спецслужбами”. Мы уже знаем от Чочиева, что зафиксировать их не составляло никакого труда, потому что об этих встречах болтали на каждом цхинвальском перекрестке. Эта информация давно перестала быть конфиденциальной. Но для экс-советника сказанного вполне достаточно. Раз Лубянка знала, значит, она и организовала. Жил-жил человек и умер. Замечательная логика.

На этом, собственно, все. Дальше г-на Илларионова можно не читать. Ведь нет никаких гарантий, что и дальше он не будет столь же “логичен” и “честен”. Хотя в тексте есть еще над чем посмеяться. Чего стоит хотя бы откровение о том, как сразу же после избрания Эдуард Кокойты провел встречу с “50 представителями юго-осетинской элиты”, которым изложил план развязывания войны с Грузией. Правда, потом элиту пришлось тотально зачищать: слишком много знала. Можно было, наверно, избежать хлопот и затрат на киллеров, не посвящая в свои зловещие планы 50 человек разом. Но источник информации очень надежный: глава “альтернативного правительства” Южной Осетии Дмитрий Санакоев. Мне этот источник рассказывал, как они с грузинскими друзьями хотели поставить на грузинские танки осетинские флаги и так ехать воевать в Осетию. Но выбор источников — это дело личного вкуса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру