Куда хочет Крым?

Реплика специального корреспондента «МК» Екатерины ПЕТУХОВОЙ

Начну  с признания: я коренная крымчанка. На полуострове живет вся моя семья. Поэтому для меня сегодняшняя ситуация — не повод подискутировать о судьбах Родины, а личная боль. «Что там, в Москве, говорят о Крыме? Россия собирается нас забирать?» — такие сообщения от земляков сыплются последние несколько дней как из рога изобилия.

Реплика специального корреспондента «МК» Екатерины ПЕТУХОВОЙ

Что я могу им ответить? Как Россия, даже при желании большинства жителей полуострова, может вот так раз — и присоединить к себе Крым? Да никак. Это утопия. Но в республике снова ждут, как это было уже много раз за последние 23 года, спасительной руки Москвы. В глубине души крымчане, конечно, понимают, что вернуть полуостров в состав России почти нереально, но тем не менее им важно знать и слышать, что о них не забыли, что их не бросили. Ведь русские своих на войне не бросают, не так ли? А Крым уже долгие годы фактически находится в состоянии «холодной войны» с Украиной, в состав которой входит по велению генсека Хрущева с 19 февраля 1954 года.

Крым, если хотите, — это ребенок, которого забрали у родной матери и отдали приемной. Но эта приемная мать не стала любящей, она стала мачехой, которая, получив волю, порядком унижала жителей полуострова последние два десятка лет. За что Крым должен любить Украину? Может быть, за то, что всякий раз, когда к власти приходили украинские националисты, Крым дразнили русским языком? Сокращали до часа в неделю уроки русской литературы, переименовав ее в зарубежную, меняли все указатели и вывески с русского на украинский, приказывали вести на «мове» всю документацию. Дабы крымчане забыли, кто они есть, при Ющенко даже была программа по переселению западноукраинских семей на полуостров. Для лидеров «оранжевой революции» русский Крым был как кость в горле. Однако при этом забирать из республики все денежки в общую казну никто не брезговал. Потом президентом стал Янукович, обещавший в предвыборной программе статус государственного русскому языку. Государственным он, правда, так и не стал — получил статус регионального. Но уже и за это Крым готов был многое простить президенту Януковичу.

И вот в феврале 2014-го Украина дожила до государственного переворота. Первый закон новой власти, за спиной которой стоят радикалы из Западной Украины, отменил статус региональных языков. Бьют метко и в самое сердце. А некоторые украинские телеканалы, вставшие на сторону националистов, открыто называют в эфире всех крымчан «русской сволочью». Кто-то удивился дальнейшему развитию событий в Крыму, удивился тому, что жители полуострова подняли российские флаги и стали отстаивать свои интересы? Едва ли.

А дальше начались двойные стандарты. Те, кто захватил госучреждения в Центральной и Западной Украине, кто ставил прилюдно на колени бойцов «Беркута», кто сейчас мародерствует в домах бежавших регионалов, в понимании новой власти — герои. Крымчане, пытающиеся защитить себя от радикалов и протянувшие руку помощи брошенным на произвол судьбы силовикам из «Беркута», объявлены ни много ни мало террористами. И виной нынешним событиям в Крыму не рука Москвы, якобы подогревающая на полуострове пророссийские настроения, а беспомощность и агония новой украинской власти. Будь она хоть немного дальновидней, так первое, что она должна была сделать, — это попытаться заверить крымчан в том, что статусу республики ничто не угрожает. Но вместо этого сегодняшний Киев с каждым своим новым высказыванием в адрес полуострова все настойчивее толкает его в объятия Москвы.

И не надо никого пугать гражданской войной в Крыму — возможным противостоянием между русскими и крымскими татарами. Это миф, что двум народам по сей день не удалось ужиться на одной земле. О чем говорит хотя бы огромное количество смешанных браков. Те несколько тысяч татар с флагами УНА-УНСО, которые привел 26 февраля под стены Верховного совета АРК меджлис (непризнанный крымско-татарский парламент. — Е.П.), поверьте, не весь крымско-татарский народ. Далеко не все поддерживают меджлис, симпатизирующий Майдану. Буквально два дня назад на митинге в Севастополе выступали представители севастопольской общины крымских татар, которые четко дали понять: им по пути с русскими.

Чего же сейчас добивается Крым? Референдум назначен. Но дата 25 мая не устраивает жителей полуострова — они хотят, чтобы его провели раньше. И чтобы вопросы на нем были поставлены однозначные. Как, к примеру, возврат к Конституции 1992 года. Краткая расшифровка содержания этого закона: Украина и Крым вместе территориально, но у республики свои органы власти, свои силовики, свой МИД, фактически отдельное государство в составе Украины. Пока же Верховный совет АРК робко назвал тему референдума — усовершенствование статуса. Но активисты не уходят из главных госучреждений, на всякий случай, чтобы «не кинули». А на просторах крымского Интернета появился новый мем — Вооруженные Вежливые Люди.

Сюжет:

Новая Украина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру