Страна восходящего Баха

Корейский камерный оркестр мягко намекнет, кто нынче в музыке главный

Почему русский музыкант лучше купит себе джип, а корейский — хорошую скрипку? Почему в России музыкальные школы закрываются, прозябая в подвальной нищете, а в Южной Корее человек ничего в жизни не добьется, если хоть на чем-нибудь не умеет играть? Почему Азия больше нас с вами ценит нашу же музыкальную культуру? Частичный ответ на эти парадоксы — в первом российском турне (Калуга, Москва, Питер) знаменитого Корейского камерного оркестра п/у профессора Мин Кима, одного из ведущих скрипачей полуострова.

Корейский камерный оркестр мягко намекнет, кто нынче в музыке главный

Если у нас с вами в академической музыке далеко не все гладко, а сказать проще — застой и стагнация, давайте хотя бы посмотрим на тех, кто в нашу же, «западную музыку» окунается с куда большей живостью. Немножко официоза. Итак, Корейский камерный — коллектив исторический, существует в Сеуле с 1965 года. Был создан еще стараниями виолончелиста Бонг-Чо Чона; но именно Мин Ким, начиная с 1979 года, старается популяризировать оркестр буквально по всему миру, начиная с Японии и Сингапура и заканчивая Европой и Штатами. В 2000-м «корейскую камерату» даже признали Камерным оркестром ООН. Нынче туда входят все сливки южнокорейских струнников... Ну а далее нас просветит арт-директор мини-фестиваля альтист Михаил Березницкий:

Прежде хочу заметить, — говорит Михаил «МК», — что проект абсолютно некоммерческий; чисто музыкальный. Понятно, что новое для России имя совершенно невыгодно никому пробивать, поэтому никаких денег, скажем, от Москвы мы не видели. Но это нас не остановило, ибо прицел взят на качество, а не на навязшую в зубах раскрученность...

- Качество — замечательно, но еще недавно азиатские музыканты воспринимались как «долбежники», играющие чисто, но предельно механически.

Отношение к ним категорически изменилось. Количество способных ребят в последние годы стало перерастать в качество — в настоящую музыкальность. Да, я тоже считал, что «европейцы интереснее», а бессчетные первые премии азиатов на международных конкурсах — суть «безукоризненное компьютерное исполнение».

- Этот тренд ушел?

Азиаты заставляют менять о себе отношение даже скептиков. Их стало интересно слушать! И как в геометрической прогрессии увеличивается количество азиатских талантов, так растет и музыкальная глубина в них.

- А чем интересно их слушать?

Я бы сформулировал так: европейцы более закрытые по натуре. А корейцы ощущают нашу же музыку иначе — по-детски, тонко, просто, искренне и открыто. Мы так не сможем. Их игра — откровенна и проникновенна, как может быть только игра детей. Новый взгляд на нас. И это настоящее открытие.

Вот вы говорите — «азиаты»... если любой европейский оркестр смешан по составу — русские, японцы, немцы, шведы etc., то в той же Корее состав оркестров мононационален...

Однако, в глобальном музыкальном контексте я не стал бы их — китайцев, японцев, корейцев — разделять. Понятно, что процесс активного постижения европейской музыки в XX веке начался с японцев, — корейцы подхватили позже. Но сейчас в чем-то японцев уже обогнали. Их темпы для всех стали сюрпризом.

- Слышал, что музыкальное образование активно поддерживается на политическом уровне.

Не только на политическом (хотя и это безумно важно). Страсть к музыке — уже просто в крови нации. Из частных разговоров знаю, что девушка просто не выйдет замуж, если не будет играть либо на фортепиано, либо на скрипке, либо хотя бы петь. Быть музыкально образованным модно, — вы понимаете? Нам сейчас это, конечно, трудно себе представить.

- Это нам-то, с великой музыкальной культурой...

- Увы, мы в чем-то утратили тот блеск, тот уровень (если брать первые лица), имевшие место лет 40 назад. «Сдали позиции» — звучит слишком грубо, просто нам иногда отказывает вкус: кто-то пробивается, а кому-то не дают пробиться... но коррупционные вопросы сейчас поднимать не будем: Корее до всего этого далеко...

- А вот любопытно: хоть краешком всплывала музыкальная культура Северной Кореи?

- Она там есть и на очень высоком уровне, — это безусловно. Но страна закрытая, музыкантов никуда не выпускают, их мало кто где видит. Хотя потенциал велик, классика там в почете...

- И когда-нибудь этот потенциал выйдет наружу новым «корейским феноменом»?

- Не сомневаюсь. В режимном государстве неудобно жить с точки зрения быта, прав и свобод; зато там лучше получается себя выразить. Так что о «долбежниках», побеждающих за счет количества сыгранных нот, говорить уже не придется: корейцы (тем же концертом в Камерном зале Дома музыки) предлагают свое переосмысление, свой взгляд на европейскую культуру. Ведь они «перерабатывают» в себе весь мир: взгляните как талантливого человека засылают учиться либо в Россию, либо в Европу. А потом он возвращается и по-европейски учит следующих талантов.

- Так не случится ли замещения европейского музицирования «корейским стилем»? Не станут ли европейцы самим корейцам подражать?

- Нет, это еще будет нескоро. Пока азиаты сами не стесняются вовсю подражать старейшей русской школе, равно как и европейским, всё впитывают, набираются связей. И понимают, что музыка — это не спорт. Важна, повторяю, глубина.

- Вы говорили о моде внутри самой нации: так мастера, работающие в современной Кремоне, рассказывают, как львиная часть лучших нынешних скрипок, альтов, виолончелей идет «эшелонами» в Азию!

- Да, они очень большое внимание уделяют качеству инструмента, понимая, что на плохой скрипке играть нельзя. Опять же — это еще с японцев пошло. Если у нас музыкант лучше купит себе джип, сам при этом играя на посредственной фабричной немецкой скрипочке конца XIX века, то корейский музыкант первым делом подумает об инструменте. А если у него ребенок — то о педагоге. И так во всем. Тем более, что хороший современный кремонский инструмент — это одна из лучших инвестиций: сколько они будут стоить через 100 лет...

- Увлечение европейским академизмом настолько велико, что от молодых японцев я слышал об утрате интереса к старинным национальным музыкальным инструментам...

- А я подобное слышал от китайцев. Да, есть проблема с популяризацией национальной азиатской музыки среди молодежи, но концерты «народников» там регулярно проходят, и я не стал бы эту проблему связывать с модой на академическое искусство.

- Помимо исполнения Симфонии №10 Феликса Мендельсона, баховского Концерта для фортепиано с оркестром №1 (пианист Тэ-Хён Ким), сонаты Уильяма Уолтона 1971 года написания, прозвучит и российская премьера Исан Юна (1917—1995) под названием Tapis...

- Исан Юн — это такой «корейский Чайковский», его знают там буквально все. Предлагаемое российскому слушателю произведение очень хорошее, мелодичное, яркое и техничное, вполне доступное для любой публики, — немножко даже уловил в нем какое-то подражание русским композиторам, в частности, Стравинскому. Продолжительность где-то 10 минут. Вообще репертуар Корейского камерного вполне себе классический, но они не забывают популяризировать своих авторов и это здорово.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру