“Протон» погубила кадровая чехарда?

«МК» анализирует причины очередной неудачи России в космосе

  У нас снова упал «Протон». Странное, просто фатальное стечение обстоятельств: в тихоокеанской  спутниковой группировке вновь оказался спутник «Экспресс», который должен был обеспечить цифровым вещанием всю Россию до Дальнего Востока, а также страны СНГ. Он летел взамен потерянного в 2012 году и тоже  пропал...  Это значит, что одобренный президентским советом еще пять лет (!) назад  проект общенародного спутникового доступа в Интернет   вновь откладывается.

По словам главы Роскосмоса Олега Остапенко, при котором это падение — первое после целой серии удачных запусков, ЧП могло произойти из-за падения давления в одном из двигателей третьей ступени. Это значит, что хваленая система приемки ракетно-космической продукции дала сбой? Сколько денег налогоплательщиков уйдет на покрытие убытков от аварии? Кто за это будет отвечать: Роскосмос или новая корпорация — ОРКК? Об этом — в матеариле «МК».

«МК» анализирует причины очередной неудачи России в космосе
Предоставлено агенством Роскосмос

Авария произошла после отделения второй ступени ракеты. На 500-й секунде полета диктор на Байконуре сообщил об отклонении ракеты от заданной траектории. Как сообщили в Роскосмосе, телеметрическая информация показала, что третья ступень разрушилась на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Позже сам Остапенко дополнил вывод предположением о том, что двигатель этой ступени отключился из-за падения давления. В итоге, головной блок ракеты с разгонным аппаратом «Бриз-М» и многофункциональным спутником связи "Экспресс-АМ4R" производства европейской компании EADS Astrium, так и не успев расстыковаться, упали. Падения на землю сотен килограмм ядовитого гептила, ждали в Алтайском крае, но, к счастью, бог миловал. Как сообщили «МК» в ГКНПЦ им. Хруничева, где изготавливали «Протон-М» с разгонным блоком, если ракета достигла плотных слоев атмосферы, то в них с вероятностью в 90 процентов сгорело все. Если что-то и могло уцелеть, то все это поглотил Тихий океан.

На недавней пресс-конференции глава Роскосмоса, отвечая на вопрос журналистов о обеспечении качества ракет сказал, что после всеобъемлющего анализа предыдущих ЧП, которые происходили во время предшественника, Владимира Поповкина, в отрасли выстроена грамотная система приемки ракетно-космических изделий, не пропускающая брака. Выходит, не совсем грамотная? Ни стендовые испытания, ни тестирование в сборке на Байконуре, ни Госкомиссия, которая принимала «Протон-М», не выявили никаких предпосылок для будущей аварии? Увы, вопросов сейчас много.

Понятно, что в первую очередь в аварии обвинят создателей ракеты из Центра им. Хруничева, каких-нибудь рядовых сборщиков-наладчиков на Байконуре. А кто будет отвечать за «косяк» из верхнего звена — Роскосмос или Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), к которой должны перейти все предприятия отрасли? Как пояснили «МК» в ОРКК, пока не закончен процесс акционирования предприятий (Центр им. Хруничева в их числе), корпорация не может влиять ни на назначение директоров, ни на организацию производства на предприятиях, а потому и ответственность за качество ракет пока нести не может.

Да и нужно ли, чтобы кого-то обязательно увольняли? Специалистов в отрасли и так не хватает, а аварии в таком сложном деле, как запуск ракет — почти неизбежны. По статистике, с 2010 года у России было 8 неудачных пусков из 120, у США — 2 из 65, у Китая - 2 из 67. У нас все-таки получается многовато. По словам самих работников, единственным «кнутом», который мог бы отрезвить ответственных за пуски лиц, могло бы стать лишение их ежемесячных премий. Да не  одного, а  десятка сотрудников, начиная от главы Роскосмоса до рядового сборщика.

А теперь подсчитаем убытки. Как сообщил «МК» вице-президент компании «Ингосстрах» Илья Соломатин, спутник «Экспресс АМ4R” побьет своеобразный рекорд по сумме страховых выплат — он был застрахован на 7,8 млрд. рублей. До него в этом печальном списке лидировал предшественник «Экспресс-АМ4», за который было выплачено 7 522 920 166,30 руб. «Из этой суммы мы совместно со страховой компанией «Спутник» компенсируем неудавшиеся запуск и эксплуатацию спутника на орбите, - говорит Соломатин. - Кроме того, предусмотрены выплаты на случай нанесения вреда окружающей среде. Этот риск страховали стразу три компании — наша, «Спутник» и «Согаз».

Насколько я знаю, есть еще и перестраховщики. Зачем они нужны?

- Когда риски носят миллиардный характер, то их расписывают комплексно на страховщиков и перестраховщиков (в данном случае это западные компании), чтобы снизить потери государства и страховой фирмы.

Итак, дешевый Интернет для страны по 300 рублей в месяц (так обещали в Минкомсвязи при условии удачных запусков спутников) пока остается недосягаем, как и повсеместное цифровое телевещание для Дальнего Востока и Сибири, и качественная конференцсвязь для чиновников. Из трех спутников, которые должны были обеспечить эти блага для всех россиян и жителей СНГ на орбите остается только «Экспресс- АМ5» производства ИСС им. Решетнева, который успешно был доставлен на орбиту в декабре 2013 года. Это самый совершенный на сегодняшний день российский спутник связи, имеющий 84 транспондера (приемо-передающих устройства для разных диапазонов волн). Так и не взлетевший на свою орбиту европейский «Экспресс-АМ4R” имел всего 63 транспондера.

Теперь запуски "Протонов" временно прекращены до выяснения причин аварии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26525 от 17 мая 2014

Заголовок в газете: Первый закон «Протона»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру