Межведомственная комиссия: "Протон-М" сгорел из-за отказа рулевого двигателя воронежского завода

По мнению специалистов, ни ошибки в наземных расчетах, ни сбой в системе управления ракет не могли стать причиной возникновения нештатной ситуации

Основной версией крушения ракеты-носителя "Протон-М" с аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р" назван отказ работы рулевого двигателя 3-й ступени, где, по данным телеметрических измерений, давление по неизвестной причине упало в 15 раз. Кроме того, третья ступень прекратила свою работу на 37 секунд позже, чем должна была.

По мнению специалистов, ни ошибки в наземных расчетах, ни сбой в системе управления ракет не могли стать причиной возникновения нештатной ситуации
фото: Первый канал

Межведомственная комиссия по анализу причин неудачного запуска ракеты-носителя "Протон-М", который 16 мая должен был доставить на орбиту тяжелый спутник связи "Экспресс-АМ4Р" стоимостью 7,2 млрд рублей, в качестве основной предварительной причины крушения рассматривает сбой в работе рулевого двигателя третьей ступени, изготовленного на Воронежском механическом заводе, исключая при этом версии с ошибкой в наземных расчетах и сбое в системе управления.

"Экспресс-анализ полученной телеметрической информации говорит о том, что система управления отработала штатно, в строгом соответствии с программой полета ракеты, - заявил ИТАР-ТАСС председатель комиссии, первый замгендиректора ФГУП "ЦНИИмаш" Александр Данилюк. - Ошибка в расчетах перед пуском также не могла стать причиной нештатной ситуации. Перед стартом „Протона“ полет моделировали с теми же исходными данными, по которым составлена программа полета".

По его словам, в настоящее время основной версией аварии остается отказ рулевого двигателя третьей ступени. Как показали телеметрические измерения, давление в трубопроводе генераторного газа на выходе турбины в рулевом двигателе уменьшилось не на проценты, а в 15 раз. А так как регулирование тяги рулевого двигателя извне не предусмотрено, оно не может быть заложенным в программу полета, отметил глава комиссии.

Кроме того, третья ступень прекратила свою работу на 37 секунд раньше, чем должна была — она начала работу с 324-й секунды полета и должна была закончить на 583-й секунде, в реальности же полет завершился на 546-й секунде. Как подчеркнул Александр Данилюк, "Протон-М" был совсем новым - его изготовили в феврале 2014 года, а 18-го числа отправили на Байконур.

Предварительные результаты работы межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя будут озвучены до 22 мая, заявил в свою очередь глава Роскосмоса Олег Остапенко, уточнив,  что в комиссию вошли 24 эксперта, представляющие Роскосмос, Минобороны РФ, Объединенную ракетно-космическую корпорацию, ФГУП "ЦНИИмаш", ФГУП "Исследовательский центр имени Келдыша", ФГУП "Научно-производственное объединение "Техномаш", ФГБУ "ЦНИИ Войск ВКО".

Напомним, последняя авария "Протона-М" произошла 16 мая этого года. Космический аппарат со спутником "Экспресс-АМ4Р", который предназначался для предоставления услуг телерадиовещания, широкополосного доступа в интернет, мультимедиа, телефонии и создания сетей связи на основе технологии VSAT, а также для решения задач подвижной президентской и правительственной связи, так и не вышел на заданную орбиту, а ракета упала либо на Алтае, либо в акватории Тихого океана. По другой информации, обломки ракеты-носителя сгорели над Тихим океаном, не долетев до поверхности планеты. Потерянный спутник "Экспресс-АМ4Р" создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь" в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.

"Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из черной полосы", - написал после этого вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на своей странице в Facebook, сообщив что полеты ракет-носителей "Протон" будут приостановлены до окончания работы аварийной комиссии.

Параллельно с расследованием Роскосмоса в Воронеже на механическом заводе и Конструкторском бюро химавтоматики - где, соответственно был произведен и разработан отказавший двигатель, - созданы свои комиссии по расследованию причин инцидента.

Предыдущий неудачный запуск "Протона" состоялся 2 июля 2013 года. Через минуту после старта носителя с разгонным блоком ДМ-03 и тремя навигационными спутниками "Глонасс-М" ракета сбилась с курса и упала на территории космодрома Байконур.

Падение Протона-М в прямом эфире: "Репортаж окончен!"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру