Россия готовит к отправке на Луну женский экипаж

Подробности «МК» узнал от организаторов акции

Шестерых смелых россиянок 27 октября этого года изолируют от всего мира на 8 суток в замкнутом помещении! С их полного согласия, по искреннему желанию, бескорыстно... Теперь раскрываем детали: все девушки — научные сотрудницы ГНЦ РФ «Институт медико-биологических проблем РАН», помещение — гермообъект в одном из институтских корпусов, который будет выполнять функции космического корабля, направляющегося к Луне, а 8 суток — это как раз тот промежуток времени, который нужен для того, чтобы стартовать в сторону Луны с космодрома «Восточный» и облететь ее один раз. В ИМБП РАН вновь начинают подготовку к эксперименту по изоляции добровольцев. И опять он будет беспрецедентный, ведь «на Луну» стартует чисто женский экипаж. Цель — изучение психологии и физиологии женского организма в дальних космических полетах. Корреспонденту «МК» удалось первой узнать все подробности.

Подробности «МК» узнал от организаторов акции
«Лунный корабль» — вид изнутри.

Все, наверное, помнят, как в этом же институте в ноябре 2011 года с настоящим триумфом завершилось научное «шоу» «Марс-500». Правда, это сторонним наблюдателям оно напоминало спектакль на тему science fiction c переодеваниями шестерых мужчин-добровольцев. Специалисты же не спали ночами, контролируя экипаж, следя за здоровьем каждого по пересылаемым изнутри данным о ритме сердца, крови, сахаре, о метаболизме и душевном состоянии. Напряжение было, как в настоящем полете, только без воздействия невесомости. В итоге физиологи и психологи получили несколько томов ценнейших материалов, которые легли в основу глобального труда космических медиков нашей страны, а также специалистов Европейского и Китайского космических агентств, представители которых принимали участие в проекте.

Это было в 2011 году, когда Россия еще не знала толком, куда повернет свой взор. И вот спустя четыре года, когда Роскосмос прописал в проекте Федеральной космической программы до 2025 года четкий план освоения нашего ближайшего спутника, ученые засучив рукава принялись готовить к этому амбициозному проекту людей. Это уже совсем другая история. Мы, по всей видимости, прилетим на Луну надолго, а потому специалисты видят смысл в подготовке к полету не только представителей сильной половины человечества, но и дополняющий их прекрасный пол.

Чтобы не тратить время на поиск средств и волонтеров возрастом до 35 лет со стороны, в ИМБП РАН кинули клич среди своих, предупредив заранее, что «полет на Луну» будет оплачен исключительно заботой оставшихся «на Земле» коллег и народной славой. Желающих, как ни странно, нашлось много — сразу десять девушек: аспирантки, лаборантки, младшие и старшие научные сотрудницы. Направления деятельности их — самые необходимые для эксперимента: физиология, психология, кардиология, экология, биофизика, генетика. Кроме того, все «спортсменки, комсомолки и просто красавицы», как сказал бы товарищ Саахов. Но выбрать все равно придется всего шестерых, совместимых друг с другом по характерам, к тому же выделив из всего коллектива настоящего лидера — он и станет командиром экипажа.

Наталья Лысова.

— Объясните, что послужило мотивацией для участия в конкурсном отборе? — задаю я вопрос одной из претенденток на «полет», сотруднице ИМБП РАН Наталье ЛЫСОВОЙ, основная деятельность которой заключается в профилактике неблагоприятного влияния невесомости посредством физических упражнений.

— Во время работы с космонавтами, наверное, у многих молодых специалистов возникает желание полететь в космос. Этот проект — возможность попробовать, почувствовать на себе, что такое изоляция. Я уже прошла предварительный медицинский отбор — проверяли сердце, почки, желудочно-кишечный тракт... И мне сказали, что я могу быть космонавтом.

— Космос — это же агрессивная среда, вам не страшно?

— Наверное, каждому человеку хочется вырваться за пределы Земли, это новый опыт, да и от космонавтов заражаешься эмоциональным состоянием влюбленности в космос. Еще больше я укрепилась в своем желании после общения с Еленой Серовой (член российского отряда космонавтов, не так давно вернувшаяся с орбиты. — Авт.).

— На Луну полетите, если предложат реальный полет?

— Да, я и на Марс полетела бы.

— В отличие от Натальи, у которой еще есть возможность полететь в реальный космический полет, я уже прошла определенный возраст, когда можно было это осуществить: в отряд принимают до 33 лет, — вступает в разговор другой претендент на участие в эксперименте «Луна-2015» Елена ЛУЧИЦКАЯ. Она кандидат биологических наук, член-корреспондент Международной академии космонавтики. Елена работает в институте в должности старшего научного сотрудника. Но, несмотря на то, что реальный полет ей уже не светит, тяга к космическому, в широком смысле этого слова, ее не покидает.

— Я даже побывала уже в невесомости, которую создают в параболическом полете на самолете, и в аэродинамической трубе летала, — говорит Елена. — Вообще мне как физиологу очень полезно на себе испытывать хотя бы часть воздействий, которые испытывают космонавты в реальном полете.

Елена Лучицкая.

— С чем можно сравнить невесомость?

— Ни с чем. Раньше я думала, что это что-то сродни плаванию в воде, но нет, это абсолютно новое ощущение.

«Подумаешь, просидеть восемь дней в кубрике, делая вид, что ты космонавт, а на самом деле ходить в условиях нормального земного притяжения, дышать земным воздухом, да при этом еще питаться по всем правилам медицинской науки и заниматься спортом! Да на это каждая согласилась бы», — скажут подруги «покорительниц Селены».

Ну, все пройти не смогут однозначно, потому что для эксперимента по изоляции нужно отменное здоровье — почти как космонавту. Как рассказывал мне один из участников «Марс-500», «здесь делают такие анализы, о которых не все врачи имеют представление, — узнаешь о своем организме много нового». Столь тщательная проверка необходима для чистоты проведения медицинских экспериментов. Психика у девушек также должна быть выносливой: по пути к Луне высаживать никого не будут.

«В последние десятилетия внимание ученых было сконцентрировано на исследовании влияния длительной изоляции на организм человека, — говорит председатель Совета молодых ученых и специалистов ИМБП Сергей Пономарев, он же один из руководителей проекта. — Теперь нам необходимо набрать побольше данных о раннем периоде адаптации человеческого организма, и конкретно женского, к условиям пребывания в гермообъекте. Мы хотим сделать это в нашей «лунной миссии». Также впервые мы изучим психологические особенности женского коллектива, отметим его плюсы и минусы по сравнению с мужским. Кроме того, наши девушки впервые испытают в рамках эксперимента ЦКР — центрифугу короткого радиуса. Это одно из последних достижений в области космической биологии и медицины, средство профилактики негативного воздействия на организм микрогравитации. Мы еще не испытывали его в условиях изоляции и не знаем, как вращение на ЦКР влияет на организм женщины, — до последнего времени испытывали его мужчины».

Модель комбинезона и аксессуаров для женского экипажа. Фото: имбп.
Фото: имбп.

В лаборатории мне показали, как действует это средство, имитирующее земное притяжение: человек ложиться на размещенное в центре центрифуги ложе, и устройство начинает раскручивать его с определенной скоростью. Таким образом, на тело действует искусственно создаваемая сила тяжести, не давая костям и мышцам атрофироваться в условиях невесомости. В период всего времени вращения за космонавтом следят приборы: электрокардиограф, измеритель артериального давления, приборы контроля зрения и видеонаблюдения.

Первый вопрос, который возникает, когда наблюдаешь за вращающимся испытателем: «Неужели его не тошнит при вращении по 30–40 минут?!» Оказывается, нет. Во-первых, играет роль само расположение — в центре «рукава» центрифуги, во-вторых, для профилактики укачивания испытатель изолирован в специальной кабине с темными стеклами, не позволяющими ему замечать свое движение по отношению к статичным объектам комнаты. Такой «аттракцион» поможет снизить во время настоящего полета интенсивность физических упражнений, высвободив время космонавта на научную деятельность.

Наталья Лысова с космонавтом Олегом Артемьевым. Сразу после посадки специалист проводит обследование под названием «полевой тест».

А ее в эксперименте «Луна-2015» будет хоть отбавляй. Кроме апробации ЦКР молодых ученых ждут психологические и психофизиологические исследования, исследование иммунитета и метаболизма, санитарно-гигиенические и микробиологические исследования. «Луна-2015» позволит девушкам, которые до этого лишь готовили космонавтов к полетам, в некоторой степени почувствовать себя в их шкуре и опробовать в условиях, приближенных к реальным, часть своих наработок.

«Здесь, в ИМБП, так исторически сложилось, что в большей части экспериментов принимают участие мужчины-испытатели, — говорит Елена. — Мне это казалось не совсем справедливым. «Возьмите и нас, женщин, покрутите, положите в иммерсионную ванну», — просила я. Так что была очень рада предложению поучаствовать в отборе».

К слову, «на борту лунного корабля» лаборатория, где работает Лучицкая, будет представлять несколько экспериментов по исследованию адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях космического полета, два из которых в настоящее время проводятся на МКС. К примеру, один заключается в исследовании собственного здоровья по приложению в смартфоне. «Для этого исследования нам нужна только пульсовая волна, которую нам поможет отслеживать специальная клипса для записи ритма сердца (она крепится к мочке уха), — поясняет Елена. — Другой эксперимент гораздо сложнее: путем наложения датчиков на различные участки тела мы будем записывать данные о взаимоотношении правых и левых отделов сердца, об энергетике сердца, силе сердечных сокращений». По словам Лучицкой, эксперимент уже начали проводить на МКС, но данных для того, чтобы делать какие-то выводы, пока маловато.

«Лунный корабль» когда-то был марсианским.

— Сколько вы будете спать при полете на Луну? — спрашиваю я участниц проекта.

— На сон отведено 8,5 часа, — отвечает Наталья. — Не думаю, что удастся выкроить для отдыха больше. У нас будет очень много работы. Так, наш отдел будет изучать влияние различных режимов бегущей дорожки на состояние организма на стадии адаптации. Кроме того, будет эксперимент, связанный с газоанализом выдыхаемого воздуха. Для этого мы используем бортовой эргоспирометр (маску с воздухозаборником, небольшой турбинкой и анализатором), который будет измерять концентрацию кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе. По ней мы поймем, какие физиологические изменения происходят в организме во время выполнения физических упражнений. Кстати, этот же прибор скоро впервые отправится на МКС.

Успешное проведение этого пробного полета к Луне положит основу для целой серии усложняющихся экспериментов по изоляции в ближайшем будущем. В ИМБП РАН уверены, что к ним в этом деле обязательно присоединятся иностранные коллеги. «Уже сегодня мы начинаем думать о следующих шагах нашей большой программы, — говорит первый заместитель директора ИМБП РАН Олег Орлов. — Они будут усложняться, требовать большой выборки добровольцев для испытаний, в которых планируется участие и женщин, и мужчин».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26849 от 3 июля 2015

Заголовок в газете: Будут женщины в лунных селениях!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру