На Венере нашли скорпиона: космическая тайна открылась спустя 30 лет

Широкой публике об открытии стало известно только теперь

28 сентября 2015 в 20:01, просмотров: 78434

На Венере, кажется, нашли жизнь. Или что-то очень на нее похожее, передвигающееся, меняющее форму. Уникальные кадры венерианских «жителей» под кодовыми названиями «птица», «диск», «скорпион» были сделаны в 70–80-х годах прошлого века советскими аппаратами «Венера-9» и «Венера-13»! И лишь спустя 30 лет их рассекретил Институт космических исследований РАН, словно сделав себе такой оригинальный подарок к 50-летию. О странных находках «МК» узнал от доктора физико-математических наук из ИКИ РАН Леонида Ксанфомалити, автора расшифровки кадров с Венеры.

На Венере нашли скорпиона: космическая тайна открылась спустя 30 лет
90-я минута съемки Венеры. В объективе — «скорпион». Фото: ики ран

«Нам не нравится интерпретация полученных результатов как признаков жизни на планете. Однако мы не можем найти другого объяснения тому, что видим на панорамах поверхности Венеры», — так сформулировал еще в 1982 году тему телевизионного эксперимента на аппаратах «Венера» один из двух его авторов кандидат наук Юрий Гектин. Но на статье Ксанфомалити в «Астрономическом вестнике» тогда, в 80-х, увы, так все и закончилось. Научная общественность твердо стояла на своем: при +500 по Цельсию и давлением 87–90 атмосфер жизни быть не может. Все, что опровергало эту догму, считалось ненаучным, не имеющим права на существование. И работы по расшифровке первых фильмов с Венеры отправлялись в самый что ни на есть ящик.

— Я бы не сказал, что мы опустили руки, — говорит Ксанфомалити. — К старым данным мы обращались снова и снова, по мере совершенствования средств обработки. А наиболее существенные находки сделали два-три года назад.

— Ну расскажите же, наконец, об этих «объектах».

— Самые ранние находки стали поступать с «Венеры-9», севшей на одноименную планету, в 1975 году. На первой же панораме, переданной аппаратом, внимание нескольких групп экспериментаторов привлек симметричный объект, напоминающий сидящую птицу с вытянутым хвостом. Геологи осторожно назвали его «странным камнем со стержнеобразным выступом и бугорчатой поверхностью». «Камень» обсуждали в итоговом сборнике статей «Первые панорамы поверхности Венеры» под редакцией Мстислава Келдыша и в увесистом томе международного издания «VENUS». Меня он заинтересовал 22 октября 1975 года — сразу, как только лента с панорамой выползла из громоздкого фототелеграфного аппарата в евпаторийском Центре дальней космической связи. Странный объект-«птица» был симметричен относительно продольной оси, вся его поверхность покрыта странными наростами, причем в их положении тоже можно было увидеть какую-то симметрию. Влево от предмета выступал длинный прямой белый отросток, под которым была видна глубокая тень, повторяющая его форму. Белый отросток очень похож на прямой хвост. С противоположной стороны предмет оканчивался большим белым округлым выступом, похожим на голову. Весь предмет покоился на короткой толстой «лапе». Правда, за восемь минут, прошедших до возвращения объектива телекамеры к предмету (она сканировала всю видимую поверхность планеты), он совершенно не изменил своего положения.

— Но потом были и другие объекты?

— Затем информация поступала уже с аппаратов миссии «Венера-13» и «Венера-14» в 1982 году. Так, «Венера-13» передал нам изображение странного «диска», изменяющего свою форму. «Диск» имеет правильную форму, по-видимому круглую, диаметром около 30 см и напоминает крупную раковину. На первых двух кадрах (32-я и 72-я минуты) вид «диска» почти не менялся, но в конце 72-й минуты в его нижней части появилась короткая дуга. На третьем кадре (86-я минута) дуга стала длиннее в несколько раз, а «диск» начал делиться на части. На 93-й минуте «диск» исчез, а вместо него появился примерно того же размера симметричный светлый объект, образованный многочисленными складками V-образной формы — «шевронами». Через 26 минут, на последнем кадре (119-я минута), «диск» полностью восстановился и виден четко. Таким образом, пять кадров демонстрируют полный цикл изменений формы «диска».

Но, пожалуй, самым главным «объектом», найденным на кадрах, переданных с «Венеры-13», стал объект под кодовым названием «скорпион». Он появился примерно на 90-й минуте вместе с примыкающим к нему справа полукольцом. Внимание к нему прежде всего привлек, конечно, его странный вид. «Скорпион» имеет около 17 см в длину и сложную структуру, напоминающую земных насекомых или паукообразных. Его форма не может быть результатом случайного сочетания темных, серых и светлых точек. Изображение «скорпиона» состоит из 940 точек, вероятность образования такой структуры за счет случайного сочетания точек мала. Иными словами, возможность случайного появления «скорпиона» исключена. Кроме того, он отбрасывает явственно различимую тень, и, следовательно, это реальный объект, а не артефакт. Простое сочетание точек отбрасывать тень не может.

Теперь о динамике появления «скорпиона». Удар аппарата о почву при посадке вызвал разрушение грунта на глубине примерно 5 см и отбросил его в сторону бокового движения, засыпав поверхность. На первом изображении (7-я минута) на выброшенном грунте видна неглубокая канавка длиной около 10 см. На втором изображении (20-я минута) стороны канавки приподнялись, а ее длина увеличилась примерно до 15 см. На третьем (59-я минута) в канавке стала видна регулярная структура «скорпиона». Наконец, на 93-й минуте «скорпион» полностью выбрался из засыпавшего его слоя грунта толщиной 1–2 см. На 119-й минуте он исчез из кадра и отсутствует на последующих изображениях.

— Его не мог сдуть ветер?

— Мы рассматривали этот вариант. Скорость ветра измеряли во многих экспериментах и оценили его в пределах от 0,3 до 0,48 м/с. Такая скорость вряд ли могла переместить объект. Другая вероятная причина исчезновения «скорпиона» может быть в том, что он перемещался.

— Какие методы вы использовали при работе?

— При обработке использовали самые простые и «линейные» методы — корректировку яркости, контрастности, размытие или увеличение резкости. Любые другие средства — ретуширование, корректировка или применение какой-либо версии программы Photoshop — полностью исключались.

Ну, наши ученые, как всегда, в своем репертуаре — скромны, немного стесняются вот-вот готовой обрушиться на них славы. Даже теперь, спустя столько лет, то ли делают вид, то ли действительно недооценивают полученные результаты. Судите сами: о движущихся «объектах», открытых Ксанфомалити и другими сотрудниками института, директор ИКИ РАН профессор Лев Зеленый случайно обмолвился на прошедшей в понедельник пресс-конференции, не придав им особого значения. Нам же остается в данном случае только напомнить известный афоризм, что новые идеи в науке обычно проходят три стадии: 1. Какая глупость! 2. В этом что-то есть… 3. Ну кто же этого не знает!



Партнеры