Учёные выяснили, как вредные привычки отцов портят жизнь детям

Это происходит за счёт сильной "поломки" ДНК

Плохое качество жизни, наркотики и вредные привычки отца увеличивают предрасположенность детей к болезням за счёт изменения "обёртки" ДНК, выяснили канадские исследователи. Учёные поняли это, проведя эксперимент с генетической информацией мышей. Опыт показал, что изменения "упаковки" ДНК сильно влияют на здоровье потомства.

Это происходит за счёт сильной "поломки" ДНК

Сара Кимминс из канадского университета Макгилла вместе с коллегами проверила на мышах механизм передачи эпигенетической памяти, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на публикацию в журнале Science.

Дело в том, что гены человека и всех живых существ с обособленным клеточным ядром обернуты в особые белки-гистоны. Они удерживают свёрнутую ДНК на месте и влияют на считываемость генетического материала. Ранее учёные выясняли, что эта "обёртка" участвует в передаче генетической информации и способствует приспособлению к окружающей среде. Изменения же эпигенетических меток на её поверхности влияют на предрасположенность к гомосексуальности и суициду человека.

Для проверки механизма передачи эпигенетической памяти исследователи вырастили мышей с изменённым геном KDM1A — он отвечает за удаление меток на гистонах во время роста сперматозоидов и яйцеклеток. Учёные поменяли структуру гена так, чтобы можно было ускорить очищение поверхности гистонов.

Используя этот модифицированный ген, учёные зачистили почти все метки на белках-"обёртках" и проверили, что произойдёт в этом случае с потомством. Оказалось, что практически все мышата, зачатые на таком генетическом фоне, страдали от серьёзных дефектов развития, аномалий в скелете, а многие даже не дожили до рождения. Это произошло из-за резкого изменения в работе более 2 тысяч генов. Учёные заметили, что этот эффект распространялся сразу на два поколения мышей.

Как пишет Кимменс и коллеги, такие серьёзные последствия "очистки" ДНК показывают, что эпигенетическая память играет важную роль в продолжении рода и развитии человека и животных. В равной степени она влияет и на развитие болезней.

Исследование дезоксирибонуклеиновой кислоты в последнее время находится под пристальным вниманием научного сообщества. Так, на днях трое учёных получили Нобелевскую премию по химии именно за открытие в этой области. Британец Томас Линдал и американцы Пол Модрич и Азиз Санчар удостоились награды за "механические исследования восстановления ДНК".