Новый космолет (суборбитальный космический корабль) представили специалистам, журналистам и потенциальным клиентам 19 февраля в ангаре испытательного центра возле Лос-Анджелеса.
Внешне корабль VSS Unity практически идентичен предыдущему образцу, который разбился во время экспериментального полета в пустыне на юге Калифорнии в 2014 году. Тогда, по данным следователей, свою роль сыграла, в том числе ошибка пилотов. Поэтому во время нынешней презентации создатели заявили об усовершенствовании системы безопасности с учетом прошлого опыта. В частности, многие действия экипажа будет еще «пристальней» страховать компьютер.
Предполагается, что корабль сможет принимать на борт до шести пассажиров. Они смогут увидеть Землю с высоты 100 км и испытать чувство невесомости. Двухчасовой полет обойдется примерно в 250 тыс. долларов. Желание попробовать себя в качестве космического туриста таким образом высказали уже более 800 человек, включая семью самого Брэнсона, Анджелину Джоли и др. Но до этого предстоят испытательные полеты, которых пока новый корабль не совершал.
На практике, как пояснили «МК» эксперты, космический рейс может выглядеть следующим образом: с частного космодрома стартует специальный самолет-носитель, между двух фюзеляжей которого подвешивается корабль SpaceShipTwo. На высоте примерно 10 км SpaceShip отделяется от самолета-носителя и направляется в космос, но не выходит на орбиту, а поднимается на заданную высоту выше 100 км. С этого уровня пассажиры смогут ощутить состояние невесомости и наблюдать те же виды Земли, что и космонавты с МКС, хотя не будут испытывать серьезных перегрузок. В результате побывать в космосе сможет человек с любой физической подготовкой. Яркий пример – один из билетов уже приобрел всемирно известный ученый-физик Стивен Хокинг, страдающий тяжелой болезнью.
- Презентация новой модели – это еще один шаг в развитии космического туризма, его перехода от теории, идей к рынку, - рассказал «МК» аналитик кластера космических технологий Фонда «Сколково» Иван Косенков. – Но по-прежнему остаются вопросы к безопасности предлагаемых Virgin Galactic инженерных решений: как покидать корабль в случае аварии, какими должны быть оптимальные скафандры для участников на случай разгерметизации, насколько надежно используемое гибридное топливо?
Рутан, работавший над космолетом, - гениальный авиаконструктор, который построил много интересных воздушных судов. Но насколько самолетная схема применима к полетам в космос – спорный момент. Конечно, у Брэнсона есть портфель заказов. Тем не менее, достаточно сказать, что отмеченный наградами SpaceShipOne, который несколько раз побывал за пределами атмосферы, теперь стоит в музее и больше по самолетной схеме никто не летал. Тогда как другая модель суборбитального туризма – на базе ракет – набирает обороты. В конце прошлого года команда Джеффа Безоса Blue origin смогла успешно запустить суборбитальную ракету, от которой отстреливается капсула с туристами. Потом капсула спускается на землю на парашютах, а ракетная ступень приземляется на собственном двигателе… Причем Безосу удалось успешно запустить ракетную ступень повторно. Так что большой вопрос, какая схема – ракетная или самолетная – в итоге окажется более функциональной и кто первым выйдет на рынок.
По словам эксперта, космолету Бренсона предстоит долгий цикл испытаний и тестов, чтобы ответить на все требования Федеральной авиационной администрации, жестко следящей за уровнем безопасности коммерческих суборбитальных перевозок. Любая катастрофа с туристами на борту способна убить развивающуюся отрасль, как это уже было в истории с использованием дирижаблей для путешествий по воздуху. По самым оптимистичным оценкам, считает Иван Косенков, «облет» SpaceShipTwo потребует 2-3 года. Кстати, заметил Иван, в их космическом кластере также ведется разработка проекта туристического корабля ракетного типа, результаты компания планирует представить к 2020 году.