Обнаружен коричневый карлик с самым коротким днем

«Сутки» на нем проходят всего 17 минут

С помощью радиотелескопа Аресибо американский астроном Мэттью Рут и его польский коллега Александр Вольщан открыли коричневый карлик J1122+25, совершающий полный оборот вокруг своей оси всего за 17 минут — это рекордный показатель для объектов такого типа. Коричневые карлики представляют собой небесные тела, как по размерам, так и с точки зрения протекающих внутри реакций представляющие нечто среднее между звездой и планетой, хотя относят их все же к звездам.

«Сутки» на нем проходят всего 17 минут
Художественное изображение коричневого карлика. Иллюстрация — wikipedia.org

J1122 + 25 (полное название — WISEPC J112254.73 + 255021.5) представляет собой ультрахолодный коричневый карлик — один из шести самых холодных, обнаруженных на сегодняшний. Специалисты отмечают, что точную скорость его вращения всё же ещё предстоит уточнить — она может составлять на 17, а 34 или 51 минуту. Впрочем, непревзойдённым и довольно удивительным результат окажется даже в третьем случае. Небесное тело, массой в 35 раз превосходящее Юпитер, расположено в созвездии Льва и расстояние от него до Земли составляет около 55 световых лет. Хотя по космическим меркам это довольно близко, «невооружённым глазом» или даже с помощью оптического телескопа увидеть его было бы нельзя, однако радиотелескоп позволил уловить испускаемые им вспышки радиоизлучения. Скорее всего, небесное тело обладает мощным магнитным полем, природа которого учёные определить пока не могут.

Как отмечают исследователи, столь захватывающую скорость вращения коричневого карлика довольно трудно объяснить с точки зрения существующих моделей вращения таких тел, поэтому открытие может послужить пищей для размышления многим теоретикам, отмечают авторы исследования, опубликованного на страницах научно издания в Astrophysical Journal Letters.

Радиотелескоп, установленный в обсерватории Аресибо не сегодняшний день является крупнейшим в мире из использующих одну апертуру. С помощью данного радиотелескопа ранее был обнаружен пульсар PSR 1257+12, у которого, при дальнейшем его изучении, были открыты первые планеты за пределами Солнечной системы.