Представлены доказательства возможной обитаемости двух землеподобных планет

Специалистам впервые удалось изучить их атмосферу

Международной команде ученых, работающей с космическим телескопом «Хаббл», смогли впервые исследовать атмосферу двух экзопланет, похожих на Землю по размеру, подобно ей, находящихся в зоне обитаемости своей звезды. Как оказалось, в их атмосфере не доминируют водород и гелий, которые составляют оболочку планет-гигантов. Полученная информация свидетельствует о том, что на планетах TRAPPIST-1b и TRAPPIST-1c вполне могут существовать все необходимые условия для зарождения жизни.

Специалистам впервые удалось изучить их атмосферу
Художественное представление одной из таких планет. Кадр — youtube

Экзопланеты, о которых идёт речь, находятся в созвездии Водолея и расположены, по космическим меркам, совсем неподалёку от Земли — расстояние до них составляет «всего» 40 световых лет. Возможность изучить их атмосферу учёные получили, воспользовавшись событием двойного транзита экзопланет на фоне звезды, вокруг которой они обращаются. Наблюдать за каждой из планет учёные могли чуть более чем в течение получаса (36 и 42 минуты соответственно), но этого времени хватило, чтобы собрать немало информации.

Проанализировав полученные данные, учёные пришли к выводу, что атмосфера планет вряд ли содержит большое количество водорода. В совокупности с тем, что обе планеты находятся в так называемой зоне обитаемости своей звезды, это означает, что на поверхности обеих планет вполне могли установиться «комфортные» для жизни условия.

Зона обитаемости — условная область вокруг той или иной звезды, представляющая собой пространство, на котором вода может находиться в жидком состоянии, не замерзая и не испаряясь. Считается, что именно на планетах внутри этой области будет не слишком холодно, но и не слишком жарко для формирования и развития жизни (по этой причине в западной научной литературе это пространство также называют «зоной Златовласки», в честь героини сказки, в России известной как «Маша и медведи»). Однако излишек водорода в атмосфере создавал бы на планете мощный парниковый эффект, из-за чего пригодной для жизни она бы стала вряд ли.

Специалисты, опубликовавшие своё исследование в журнале Nature, планируют продолжить наблюдение за планетами и, как только удастся получить новую информацию, выяснить, содержатся ли в атмосфере TRAPPIST-1b или TRAPPIST-1c вода и метан — одни из ключевых для существования жизни веществ — а также углекислый газ и озон.