Медики впервые успешно применили новый метод восстановления мозга против инсульта

Пока что – на лабораторных животных

Группа специалистов из США с помощью стволовых клеток и специальных инъекций сумела ликвидировать возникшие в результате инсульта повреждения в структуре головного мозга лабораторных мышей. Успешно применить подобную технологию биологам удалось впервые, и они рассчитывают, что в будущем её можно будет применить и для помощи людям.

Пока что – на лабораторных животных

Учёные использовали полусинтетическое вещество 3K3A-APC для того, чтобы «заставить» стволовые клетки устремиться к повреждённым участкам головного мозга и там превратиться необходимые клетки. Природный аналог этого вещества, так называемый «протеин С», является одним из важнейших белков в организме человека (а также мышей), и на ранних этапах исследования специалисты выяснили, что он, в том числе, теоретически может способствовать восстановлению нервной ткани. Однако из-за влияния данного белка на свёртываемость крови вводить его непосредственно в мозг было бы слишком опасно, и специалистам пришлось искусственно создать соединение, обладающую лишь необходимыми для восстановления мозга свойствами протеина С без «побочных эффектов».

Чтобы проверить действенность разработанной ими версии белка, учёные искусственно вызвали инсульт у лабораторных мышей, после чего попытались ликвидировать его последствия с помощью человеческих стволовых клеток и инъекций 3K3A-APC (при этом «контрольной группе» мышей вводились только стволовые клетки). Наблюдая за животными в течение нескольких месяцев, исследователи убедились, что применение новой методики действительно провоцировало рост новых клеток нервной ткани на замену повреждённым. В результате мозг грызунов восстанавливался после инсульта быстрее.

На следующем этапе исследований специалисты планируют ввести стволовые клетки и 3K3A-APC другим видам животных, а в несколько более отдалённой перспективе рассчитывают проводить клинические опыты и на людях-добровольцах.

Научную работу, в которой описываются итоги проведённого эксперимента, опубликована в журнале Nature Medicine.