Ученые: «Окололунная станция отвлечет ресурсы от посадки на Луне»

На специальном совещании по космосу обсудили концепцию освоения естественного спутника Земли до 2035 года

РАН и Роскосмос пришли к обоюдному мнению — нужно начать строить научную базу на Луне не позднее 2025 года. Основную концепцию освоения нашего ближайшего спутника в беспилотном и пилотируемом вариантах обсудили на совместном совещании члены Совета РАН по космосу и Научно-технического совета (НТС) госкорпорации «Роскосмос». О ходе обсуждения, а также о плюсах и минусах отдельных предложений специалистов мы побеседовали с директором Института космических исследований РАН, членом-корреспондентом Академии наук Анатолием Петруковичем.

Главной задачей собравшихся было выработать основные подходы к освоению Луны, чтобы за следующие три месяца как следует их обдумать, подсчитать финансовые затраты и превратить в полноценную российскую лунную программу.

По словам Петруковича, по большому счету все подходы ученые и сотрудники НТС ГК «Роскосмос» разбили на две части. Первая касается собственно научных исследований Луны, которая является живой «книгой» истории нашей Солнечной системы. «Рожденная с Землей в одно время, 4,5 миллиарда лет назад, Луна в большей степени, чем Земля, сохранила вещество в первозданном состоянии, , — говорит Анатолий Алексеевич. — Изучим ее — больше будем знать о своей планете». Исследование нашей ближайшей космической соседки начнется с помощью автоматических аппаратов — «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27».

Вторая часть, которую следует развивать параллельно с первой, будет посвящена освоению спутника Земли. «Человек постоянно стремится к неизведанному, к звездам, и постепенно он будет уходить все дальше и дальше от Земли, — объясняет Петрукович. — Пока мы освоили только ближайшую к нам орбиту. Следующий шаг — Луна как удобный плацдарм для отработки технологий полетов к более дальним объектам Солнечной системы». На Луне ученые хотят построить лунную станцию, на которой будут испытываться различные напланетные роботы, вестись поиски полезных ископаемых. Там же астрономы надеются получить отличную возможность наблюдения за Вселенной в телескопы, которым уже не помешает земная атмосфера.

Пилотируемую программу предполагается начать с предварительного облета Луны космонавтами на корабле «Федерация». Затем последует высадка людей на ее поверхность с целью разведки и изучения условий для построения лунной базы с полноценной инфраструктурой. По озвученным журналистам планам «Роскосмоса», первые высадки на Луну должны быть осуществлены в 2025 году. И за последующее десятилетие, то есть к 2035 году, первые элементы посещаемой базы должны быть созданы.

В качестве одного из вариантов в пилотируемую часть программы некоторые участники совещания посоветовали включить построение окололунной станции (подобную — Lunar Orbital Platform-Gateway (LOP-G) — намерено создать NASA). Однако, по мнению ряда ученых и космонавтов как в Академии, так и в самом «Роскосмосе», нам не стоит копировать идеи космических «партнеров». Следует очень тщательно оценить научную и практическую значимость орбитальной лунной станции. Согласно прежде разработанным нашими учеными стратегиям, если уж человеку лететь, то сразу на Луну, а не на ее орбиту. Исходя из того, что радиация и на орбите Луны, и на ее поверхности одинаковая, находиться на станции космонавтам в любом случае будет нецелесообразно. Медики рассчитывают, что срок пребывания не должен быть более 14 земных суток.

В проекте создания окололунной станции американцы рассматривают возможность строительства нами всего лишь одного шлюза. Поэтому, по мнению опытных экспертов космической отрасли, это не даст нам никаких особых перспектив, кроме потери времени. Даже если первый-второй полеты нам, как подрядчикам, и позволят сделать на LOP-G бесплатно, то за последующие попросят немалые деньги ("МК" писал об этом в номере от 5 октября 2018 года).

Одно радует: глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин выбрал золотую середину и остановился на том, что решение о формате участия России в проекте создания окололунной станции будет принято после разработки национальной концепции освоения Луны. «Вывод будет сделан через три месяца», — ответил он на соответствующий вопрос РИА-Новости.

Эскиз советской лунной базы 1977 года.

«Орбитальная лунная станция может стать отвлечением ресурсов от посадки на Луне», — поясняет Анатолий Петрукович.

Свое мнение по поводу перспективы строения на орбите Луны российской станции высказал и летчик-космонавт России, руководитель Центра «Космонавтика и авиация» «Роскосмоса» на ВДНХ Федор Юрчихин:

— Дайте мне ответы на три вопроса: сколько придется потратить денег на окололунную станцию, из чьего кармана из взять и какие государственные задачи мы будем на ней решать?

Два состыкованных у орбиты Луны модуля — УМ и НЭМ, которые ранее предлагались для МКС (теперь некоторые рассматривают их как компоненты будущей российской окололунной станции, - Авт.), по размеру окажутся больше станции «Салют». Вы знаете, какие средства потребуются на их обслуживание?! Невозможность пребывания на такой станции в течение длительного времени, а также мегадорогая доставка к Луне научного оборудования поставит крест на всех длительных и дорогостоящих космических экспериментах, которые проводятся сейчас на околоземной орбите. А их, на секундочку, еще никто не отменял. Я не противник пилотируемой лунной программы, но предлагаю не забывать и о других не менее важных направлениях нашей космонавтики. Глубоко убежден, что нам пока рано уходить с орбиты Земли, где у нас еще много задач — от выращивания овощей и фруктов до создания системы искусственной гравитации, без которых будущие полеты к дальним планетам будут невозможны. Мое мнение: нам надо использовать УМ и НЭМ для построения своей национальной высокоширотной станции на орбите Земли.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27848 от 1 декабря 2018