Создана самая маленькая в мире снежинка

Она состоит из 90 молекул

Американские и немецкие ученые опубликовали кристалл водяного льда диаметром всего в два нанометра. Несмотря на столь небольшой размер, структура является достаточно стабильной для образования полноценных снежинок, утверждают авторы новой научной работы.

Она состоит из 90 молекул

Снежинки формируются из микроскопических скоплений твердой воды, минимальный размер которых является предметом дискуссии среди ученых. Было достоверно известно, что нескольких молекул для этого недостаточно, однако относительно более точных оценок различные специалисты дают разные оценки. Чтобы попытаться дать максиммально точный ответ на этот вопрос, ученые провели серию экспериментов, в ходе которых пучок водных молекул пропускали сквозь отверстие диаметром 60 микрометров вместе с инертным газом аргоном. При этом температура среды, в которой проводился эксперимент, постепенно снижалась до минус 123 градусов по шкале Цельсия. Как подчеркивают специалисты, в ходе похожих исследований, проводившихся ранее, вода охлаждалась быстрее, что не позволяло получить в полной мере достоверные результаты. Момент перехода воды в твурдую фазу фиксировался при помощи наблюдения за процессом в инфракрасном спектре.

Как выяснилось, количество молекул, необходимых для появления кристалла воды, составило от 90 до 150. При этом, во всяком случае теоретически, впоследствии из этих небольших структур в естественных условиях могли бы вырасти «полноценные» снежинки, превосходящие первоначальный кластер по размерам в миллионы раз.

Ученые предполагают, что полученные ими данные можно считать значительно более точными, чем те, что были получены путем математического моделирования или охлаждения воды.

Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Читайте материал «Названы семь способов бороться с зимней хандрой»