Этот смутный объект желания

Психологи обнаружили, что когда объект является чаянным, мы воспринимаем его ближе, чем он на самом деле есть

Психологи обнаружили, что когда объект является чаянным, мы воспринимаем его ближе, чем он на самом деле есть
Соблазнились тарелкой печенья на фуршете? Скорее всего, лакомства немного дальше от вас, чем вы думаете. Но ваши ошибочные расчеты могут дать вам дополнительный толчок к тому, чтобы вы потянулись к столу и съели хотя бы одно. Или два.

В исследовании, опубликованном в журнале «Psychological Science», профессор психологии Дэвид Даннинг (университет Корнелла) и Эмили Балцетис (доцентка кафедры психологии в университете Нью-Йорка), показали, что, когда объект является желанным, мы воспринимаем его несколько ближе, чем он на самом деле расположен от нас. То есть, скажем, вы хотите такой же коттедж — он будет ближе к вам, а если вам пришла повестка в суд за неуплату налога — лежать от вас на столе она будет дальше. Так вы будете чувствовать во всяком случае.

Этот феномен может быть частью адаптивного механизма, который дает нам дополнительный стимул к продолжению того, чего мы хотим и который мешает нам расходовать энергию на те вещи, которые нам неприятны.

В ходе исследования ученые впервые испытали воздействие жажды (физическое желание) на восприятие расстояния. Они попросили 90 студентов - половина из которых только что съела порцию соленых крендельков (крекеров), а вторая половина участников не ела - оценить расстояние между собой и бутылкой воды. В среднем жаждущая группа считала, что вода отстоит от них на 25 дюймов (0,6 метра), а не жаждущая группа оценила расстояние в 28 дюймов (0,7 метра).

Чтобы проверить то же воздействие на социальные желания, исследователи попросили две группы студентов определить их расстояние от объектов, которые влекут за собой социальный смысл (100 долларовая купюра, которую можно выиграть или так называемую «форму с положительной обратной связью») и от объектов, которые не имеют никакой ценности или несут отрицательное значение (принадлежавшая кому-то еще 100 долларовая купюра или «форма с критической обратной связью»). Поскольку настроение уже было продемонстрировано в предыдущих исследованиях, затрагивающих аспекты восприятия, участники также выполнили и задание на оценку настроения.

Как и в первом эксперименте, желанные объекты мыслились ближе, чем нежелательные. Настроение, однако, не показало воздействия на восприятие расстояния.

В заключительной серии экспериментов исследователи проверили, были ли результаты связаны с фактическими различиями в восприятии или же дело было в различиях в мыслительных процессах, которые относятся к интерпретации (передаче; сообщению о) восприятия.

Вместо того чтобы просить участников оценить сантиметры до объекта, исследователи попросили участников бросить погремушку с сухими бобами как можно ближе к нему, либо пройти на заданное к нему расстояние или отойти в сторону от объекта. В обоих случаях участники действовали так, как если бы желательные объекты были ближе.

Полученные результаты имеют значение с точки зрения эволюции, говорит психолог Дэвид Даннинг. "Мы знаем, что вещи, которые находятся ближе мотивируют нас больше, чем те вещи, которые дальше от нас. Так, если вы хотите заставить свой организм собраться и сделать что-то, что будет для него хорошо или то, что он по-настоящему желает, нужно, чтобы он воспринимал это, как нечто близкое".

Понимание желания и других факторов воздействия восприятия необходимо в повседневной жизни, сказал он. Например, то, как мы воспринимаем изменения в нашем здоровье, может повлиять на то, к какой медицинской помощи мы обратимся. "Также и в межличностных отношениях - если вы в браке, то как вы оцениваете, насколько громко кричит на вас ваш супруг? Это улыбка или ухмылка? Существует много способов восприятия, способных направить людей по более приятному или по менее приятному пути".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру