Крах стереотипа: Ученые решили знаменитую головоломку Галилея

Оптическая иллюзия заставляет считать Венеру больше по размерам, чем Юпитер. Но почему?..

Ученые смогли наконец объяснить знаменитую оптическую иллюзию, на которую первым указал итальянский астроном 17 века Галилео Галилей. Наблюдая за планетами в изобретенной же им самим телескоп, а также «чистым» глазом, Галилей вдруг осознал, что размер Венеры кажется меньше, нежели размер планеты Юпитер если пользуешься оптикой, а если глаз оптикой не вооружаешь, то отмечается обратный эффект.

Илл.: resapubblica.it

Группа ученых из США провела исследование в Государственном университете Нью-Йорка (State University of New York) и разгадала астрономическую загадку Галилея. 400 лет назад астроном и философ из Италии столкнулся с несоответствием: с вышеупомянутой визуальной иллюзией.

Команда исследователей из Соединенных штатов - Йенс Кремков, Касим Заиди и Жозе Алонсо с помощью самоновейших технологий, а также при участии экспертов из Государственного университета Нью-Йорка (США), сумели-таки решить галилеевскую головоломку. Их выкладки опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает sciencerecorder.com.

Специалистам стало понятно, что все дело в особенностях работы головного мозга: наш глаз видит белое на черном. Проще говоря, белый объект, «наслаиваясь» на черный кажется бОльшим.

Относительно этого еще сам Галилео Галилей размышлял так: указанный феномен может проявляться вследствие преломления света во влаге, покрывающей зрачок или же по причине отображения света от краев век. Но до конца разгадать головоломку так и не смог, предоставив такую возможность ученому, который жил в 19 веке. Немецкий медик Гельмгольц посчитал, что «галилеевский» эффект не зависит от глаза, а получает «эффект» от самого объекта.

И вот недавно западные нейробиологи продвинулись в объяснении головоломки Галилея: они объяснили эту визуальную иллюзию  Галилея особенностями восприятия темноты и света фоторецепторами наших глаз, передает Scientific American.

Экспериментаторы проверяли активность нейронов зрительного бугра и коры головного мозга, которые отвечают за восприятие света у людей, обезьян и кошек, с помощью вживленных электродов.

Американские неврологи заметили, что тёмные пятна приводят к верной реакции, адекватно отображающей их размер, а светлые - гиперболизируют. Проще говоря: белые пятнышки на чёрном фоне кажутся крупнее, нежели чёрные пятна на белом фоне аналогичного размера. При фокусировании нашего зрения на неком черном объекте, в человеческий мозг поступают «адекватные» нервные импульсы. При концентрации на белом объекте нервный импульс искажает наше восприятие размеров - в результате белый объект кажется крупнее аналогичного своими размерами черного объекта. Таким образом белые пятна на черном фоне кажутся намного больше таких же по размерам черных пятен на белом фоне. Чуть проще говоря, при одинаковом контрасте фигуры и фона второй вариант дает большее возбуждение нейронов.

По мнению исследователей, асимметрия в нашей оценке возникла в процессе эволюции не случайно. «Когда вы находитесь в темном месте, это позволяло вам увидеть наиболее слабые источники света», - отмечают ученые.

Новое открытие должно помочь ученым лучше понять природу близорукости.