Космический «Экспресс» отправился без опозданий

Запуск уникального космического спутника на Байконуре прошел успешно

26.12.2013 в 17:03, просмотров: 7942

Событие, которого в космической отрасли ждали едва ли с таким же волнением, как старт марсианского аппарата «Фобос-Грунт», состоялось 26 декабря в 14.49 по Москве. В это время с площадки 81 космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-М», унося в небо геостационарный спутник связи «Экспресс-АМ5». «Экспрессы» в последние годы Роскосмос только терял. А новый «пошел» на орбиту со слишком сложной платформой, с новым плазменным двигателем, по новой траектории. «Если вы и в этот раз что-то учудите, будете сами, как спутники летать», - напутствовал разработчиков президент Путин.

Космический «Экспресс» отправился без опозданий
Спутник связи «Экспресс-АМ5».

«Экспресс» давно ждут на Дальнем Востоке. Он обеспечит людям качественную мобильную связь, богатый выбор операторов спутникового телевидения, недорогой интернет. Пока все это пытается обеспечивать старенький «Эксперсс-АМ3», запущенный еще в 2005-м, но он плохо справляется с задачей.

Немного истории. Геостационарные спутники серии «Экспресс» принадлежат оператору ФГУП «Космическая связь». Различные его модификации в разные годы производились на ОАО «Информационные спутниковые системы» им. Решенева (ИСС), в Центре им. Хруничева и в европейском концерне EADS Astrium. Два последних аппарата - европейский «Экспресс-АМ4» и хруничевский «Экспресс- МД2» так и не долетели до орбиты, - в обоих случаях их подвел некачественный разгонный блок «Бриз-М». «Если новый спутник вновь упадет, - значит и все остальные аварии были диверсией», - так все чаще рассуждают в отрасли. Частота космических ЧП так велика, что каждый запуск воспринимается народом, как гадание на ромашке: «упадет - не упадет». Дошло даже до того (эту версию мне изложили сотрудники отрасли накануне запуска), что неудачи «Экспрессов» в последнее время напрямую связаны с нелюбовью руководителей предприятий Роскосмоса к своему непосредственному начальству. Заговор, мол, заключается в том, чтобы специально подстраивать аварии с целью увольнения неугодного босса. Паранойя, конечно, но она свидетельствует о том, что народ так устал от аварий, что уже готов верить в знаки и приметы. Что ж, следуя, этой веселой предновогодней версии, посмотрим, как новый «Эксперсс» «отнесется» к новому главе Олегу Остапенко — в смысле, сколько и как отработает на орбите. Ох, и сложно тут что-то прогнозировать! Нынешний вариант - «Экспресс-АМ5» - детище ИСС им. Решетнева многие с самого начала называли «утопией», крутили пальцем у виска в отношении руководства компании, согласившейся застраховать такое «чудо» на 7,08 миллиарда рублей.

Старт Протона

А в чем, собственно, заключается сложность?

Как охарактеризовали «Экспресс-АМ5», сами производители, это самый тяжелый спутник в Европе, первый, созданный на базе новой спутниковой платформы тяжёлого класса «Экспресс-2000» разработки ИСС. Он беспрецедентно мощный - 14 киловатт в нем выделено только на полезную нагрузку. Спутник будет обеспечивать связь при помощи 10 антенн, работающих в четырёх диапазонах частот. Среди них и новый, еще не освоенный для российского телекоммуникационного рынка Ка-диапазон. Это позволит избегать помех в связи. Кроме того, в практике ИСС им. Решентева это первый аппарат, который выводят на плазменном двигателе за 100 дней.

Изначально планировалось отправить спутник в космос еще полтора года назад. Однако в связи с задержкой канадцев, которые должны были поставить начинку для «Экспресса», с запуском пришлось повременить. Потом возник еще один сюрприз - Казахстан в последний момент изменил условия по использованию прежде выделенной трассы взлета. Аппарат пришлось спешно дорабатывать, облегчая спутник на 400 килограммов.

После расстыковки с разгонным блоком (это должно произойти в ночь на 27 декабря) спутник будет лететь по эллипсообразной орбите за счёт собственных двигательных установок до высоты 36 тысяч километров. Процесс этот завершится к 20 марта. Что ж, пожелаем стартовавшему «Экспрессу» удачи в Новом году.



Партнеры