На Москву хотят надеть юбку

Молодые архитекторы представили проекты развития присоединенных территорий столицы

16 декабря 2011 в 19:50, просмотров: 4236

Как нам обустроить «Новую Москву»? Этот вопрос теперь бередит умы архитекторов всех рангов и всех возрастов. Возможность высказаться на эту тему одним из первых дали молодым архитекторам и студентам архитектурных вузов. В Мосгордуме открыли выставку проектов призеров конкурса «Большая Москва», состоявшегося в рамках молодежного форума «Архитектура и природа». Обновленную столицу молодая поросль архитекторов видит экологически чистой, энергоэффективной, художественно наполненной и местами многоуровневой. В проектах разбирался обозреватель «МК».

На Москву хотят надеть юбку
Таким кольцевым многоуровневым центром предлагается окружить столицу.

Как говорится, молодо — зелено. Проект, занявший первое место, называется в этом смысле символично — «Зеленая юбка Москвы». По мнению его авторов, расселить на присоединенных территориях можно не менее 2 млн. человек, однако при этом не следует забывать, что большая часть будущего города — это островки дикой природы, которые если и следует трогать, то лишь сохраняя их экологичность. В итоге «Большая Москва» не должна стать продолжением унылых столичных спальных районов, а может превратиться в полноценный зеленый город-спутник.

Сегодня численность населения присоединенных территорий эксперты оценивают в 223 тысячи человек. При этом, как выяснил коллектив молодых архитекторов, авторов «Зеленой юбки», самые популярные здесь профессии ныне — кассир, оператор-заправщик, менеджер по продажам, домработница, кладовщик, сборщик окон ПВХ и пр. Улучшить профориентацию населения территории, а заодно и сохранить ее экологию поможет развитие здесь инновационных предприятий по переработке мусора и производству вторсырья, считает куратор проекта Павел Чартилиди. Кроме того, предлагается развивать на присоединенных территориях сеть недорогих гостиниц по типу bed&breakfast, столь популярных в Европе. Их предлагается размещать в «глубине территории, в деревнях и поселках». При этом даже строить ничего не придется. По мнению Павла Чартилиди, владельцы деревенских домов таким образом смогут получать дополнительный доход от пребывания гостей новой столицы.

Правительственные учреждения, которые хотят вывести из Москвы, молодые архитекторы предлагают сосредоточить в районе пересечения Калужского шоссе и магистрали, соединяющей Киевское и Симферопольское шоссе, то есть в районе поселка Красная Пахра. Проект многофункционального комплекса, где в том числе могут разместиться и органы госвласти, напоминает кадры из фильма «Пятый элемент». Образующие его четыре сегмента связываются между собой горизонтально и вертикально «с помощью линий метро, пешеходного уровня и вертикальных коммуникаций». В Троицке же предлагается сосредоточить научный центр (на базе уже существующего наукограда) с жильем для молодых ученых и бизнес-парком.

Такой футуристичной видят Москву не писатели-фантасты, а молодые архитекторы.

Особое внимание творческий коллектив уделил системе транспорта в «Новой Москве». На дальние расстояния местное население должны перевозить метро и монорельс — их следует построить вдоль основных транспортных артерий района. А вот сообщение в глубине территории должно быть максимально экологичным. Здесь предлагается разбить пешеходные и крытые велосипедные дорожки с электродинамическим покрытием. Иными словами — едешь по такой дорожке, и от соприкосновения колес с ее поверхностью зажигается свет. Из прочих энергосберегающих штучек авторский коллектив предлагает создание поселков на альтернативных источниках энергии (обычные сельские постройки через несколько лет сменятся модернизированными экодомами) и «солнечное» отопление для офисов, основанное на вентиляции.

Молодые архитекторы Антон Подольский, Анна Попова и Алексей Подобедов предлагают развивать новые территории также по типу юбки. Центр города авторский коллектив, назвавшийся «Альтернативой», видит исключительно пешеходным, а районы предлагает делить на определенные зоны, в которых нужно в первую очередь развивать подземное пространство. Причем делать его многоуровневым. К примеру, на первом уровне можно разместить парковки, на втором — метро, на третьем — помещения «для временного пребывания людей» (библиотеки, бары) и пр. Все районы «Новой Москвы» тем временем можно связать между собой велодорожками.

...Коллектив авторов, чей проект занял второе место, предварительно изучил опрос одного интернет-издания на тему: чего москвичам не хватает для полного счастья (т.е. для комфортной жизни в городе)? Список оказался весьма внушительным. Москвичам, как выяснилось, не хватает: зелени (не путать с деньгами!), пандусов, питомников для собак, удобного общественного транспорта, мусороперерабатывающих предприятий, велосипедов и трасс для них, муниципальных такси, водоемов, спортивных площадок, досуговых мест и многого другого. В итоге авторы еще одной концепции развития «Новой Москвы» предлагают сделать приоритетными на ее территории велосипедный и железнодорожный виды транспорта — как наиболее экологичные. Например, предлагается создать сеть велопарковок в Бутове. Кроме того, архитекторы отмечают, что москвичи слишком разобщены — поэтому надо чаще встречаться и общаться на свежем воздухе, для чего можно создать некие «точки коммуникации». Еще одно предложение — «развивать агросферу». Иными словами, использовать любую возможность для сооружения мини-огородов в городских кварталах. И красота, и польза!

Это не землянка, а проект дворового мини-центра современного искусства.

С идеей создания удаленных от центра офисов пешеходной доступности выступили архитекторы Владимир и Елена Дудины. Только так, считают они, можно избежать транспортного коллапса в столице. Подсчитано, что, если человек будет ездить в центр не пять раз в неделю, а 1–2, трафик снизится на 35%. А вот если все смогут сидеть дома и работать удаленно — то на все 70%! Сплошные выгоды: не надо строить никаких новых дорог, развязок, решится проблема парковок, а работодатели смогут повысить сотрудникам зарплаты за счет сокращения рабочих площадей на 40–60%.

Архитектор Николай Кореньков предлагает создать еще одно кольцо — кольцо активности вокруг столицы. Иными словами, переместить туда вечно загруженный городской центр. Кстати, еще в 70–80-е годы прошлого века активно обсуждалось предложение создать несколько дополнительных центров в периферийных районах. Кореньков модернизировал идею: между этими периферийными центрами должны быть хорошие транспортные связи. Ну а проще всего вообще создать единое кольцо центров. На этом страсть архитектора к кольцам не заканчивается — он сетует, что когда-то ТТК замышляли как линию высокоскоростного общественного транспорта. В итоге его (общественного транспорта) там почти нет. А кольцевая ветка метро в столице по-прежнему одна. Посему необходимо создать еще одну кольцевую в столичном метрополитене — Метро-2. И она как раз-таки и должна проходить по очертаниям кольцевого центра, а затем расходиться осями за МКАД в четырех направлениях.

...На повышении культурного уровня «Новой Москвы» настаивает коллектив архитекторов «Поколение». Он предлагает проводить круглогодичные постоянно меняющиеся экспозиции, чему послужит концепция создания мини-центров современного искусства во дворах. Сами центры, если верить проекту, напоминают землянки. Их предполагается размещать на глубине 2,5 метра и снабжать двумя наклонными входами При этом по их озелененным крышам можно будет спокойно гулять, а оригинальные светопрозрачные купола будут работать как самостоятельные арт-объекты. Кроме того, авторы предлагают использовать под арт-объекты обычные автобусные остановки, где можно размещать работы современных художников и тех же архитекторов.

Высокопоставленные чиновники не исключают, что город заинтересуется проектами молодых и даже будет привлекать их для решения проблем развития столицы. «У них более современное видение», — заявил гендиректор ОАО «Моспроект» Святослав Миндрул. По словам депутата Мосгордумы Ивана Новицкого, решение о расширении территории столицы — стратегическое. Оно позволит более эффективно решать основные проблемы, создаст дополнительные стимулы для развития Московского региона: роста инвестиционной активности, развития социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры. И в этой связи, безусловно, будут востребованы творческие возможности молодого архитектурного сообщества. Депутат считает, что общение с молодыми специалистами для получения новых, еще более интересных предложений необходимо продолжить. Кстати, по словам Миндрула, детальная разработка схем генплана развития «Новой Москвы» должна быть закончена в 2013 году.



Партнеры